Тропа Странника

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Тропа Странника » Познавательные статьи и опыт » Планы сознания и части существа


Планы сознания и части существа

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

.                                                                                                                           Учение Шри Ауробиндо
                                                                                                                                 и метод практики
                                                                                                                                (избранные письма)
                                                              Внутреннее существо и внешнее существо

Люди не знают себя и не научились распознавать различные части своего существа; поскольку они обычно объединяют их, называя умом, потому что именно через ментализированное восприятие и понимание они знаю и чувствуют их; поэтому они не понимают своих собственных состояний и действий или, если и понимают, то только на поверхности. Начать осознавать эту большую сложность нашей природы, видеть различные силы, которые движут ей и достичь над ней контроля со стороны руководящего знания – все это является частью фундамента йоги. Мы состоим из многих частей, каждая из которых вносит что-то в общее движение нашего сознания, в наше мышление, волю, ощущение, в чувство и действие, но мы не видим происхождения или процесс этих импульсаций; мы осознаем только их беспорядочные и путаные результаты на поверхности, на которые мы можем, в лучшем случае, наложить сомнительный и непостоянный порядок.

                                                                         * * *

Можно сказать, что в нас есть два существа, одно – на поверхности, наше обычное внешнее умственное, жизненное и телесное сознание, другое – позади вуали, внутренний ум, внутренняя жизнь, внутреннее физическое сознание, образующее другое, или внутреннее, я. Это внутреннее я, однажды разбуженное, открывается в своем обращении к нашему истинному реальному вечному я. Оно открывается внутренне к душе, названной в терминах этой йоги психическим существом, которое поддерживает наши последовательные рождения и с каждым рождением принимает новый ум, жизнь и тело. Оно открывается к Я, или Духу, который не рожден и в результате сознательного восстановления истины этого Я мы превосходим изменчивую персональность и достигаем свободы и полного господства над своей природой.

                                                                         * * *

В человеческом существе всегда существуют два различных сознания, одно – внешнее, в котором оно обычно и живет, другое – внутреннее и скрытое, о котором оно ничего не знает. Когда делают садхану, внутреннее сознании начинает открываться и человек способен уйти внутрь и иметь там всевозможные переживания. По мере развития садханы, человек начинает жить все больше и больше в этом внутреннем сознании, а внешнее - становится все более и более поверхностным. Сначала внутреннее сознание кажется сном, а внешнее – пробужденной реальностью. Впоследствии, внутреннее сознание становится реальностью , а внешнее - многими ощущается как сон или бред, или же как что-то поверхностное и внешнее. Внутреннее сознание начинает быть местом глубокого покоя, света, счастью, любви, близости к Божественному или присутствием Божественного, Матери. Тогда человек осознает два сознания, внутреннее сознание и внешнее, которое должно быть изменено в его аналог и инструмент – оно также должно стать наполнено покоем, светом, единством с Божественным.

                                                                         * * *

Внешнее существо – это только средство для выражения, а не наше я. Не нужно отождествляться с ним, поскольку то, что оно выражает, является персональностью, сформированной старой невежественной природой. Если не отождествляются, то могут изменить его для того, чтобы выразить истинную внутреннюю персональность Света.

                                                                          * * *

Индивидуальность не ограничена физическим телом – это только внешнее сознание так чувствует. Как только преодолевают это чувство ограничения, сначала могут почувствовать внутреннее сознание, которое связано с телом, но не принадлежит ему, затем планы сознания над телом, а также сознание, окружающее тело, но являющееся частью нас самих, частью индивидуального существа, через которое мы находимся в контакте с космическими силами и другими существами. Последнее – это то, что я назвал окружающим сознанием.

                                                                          * * *

Под окружающим сознанием я подразумевал нечто, что каждый человек несет вокруг себя, вне его тела, даже если он и не осознает его, - посредством которого он находится в контакте с другими и с универсальными силами. Именно через него проходят мысли, чувства и т.д. других людей, чтобы войти в человека – также именно через него волны универсальных сил – желание, секс, и т.д. входят и овладевают умом, виталом или телом.

                                                                           * * *

Это [подсознательное и окружающее сознание] две совершенно различные вещи. То, что сохраняется в подсознании – впечатления, воспоминания, - поднимаются оттуда в сознательные части. В окружающем сознании вещи не сохраняются и не фиксируются, хотя они крутятся там. Оно наполнено подвижностью, зона вибрации и перехода сил.

2

Ум, Витал и Физическое

Выше материальной вселенной, которую мы видим, существует витальный план (само-существующий); над витальным и материальным планом существует ментальный план (само-существующий). Эти три мира вместе – ментальный, витальный и физический – называются тройственной вселенной низшей полусферы. Они были установлены в земном сознании эволюцией – но они существовали сами по себе еще до эволюции, выше земного сознания и материального плана, к которому принадлежит земля.

                                                                         * * *

На поверхности в Неведении действует именно ментальная, витальная, физическая Пракрити, и Пуруша как бы искажается в действии Пракрити. Мы осознаем даже не наше истинное ментальное, истинное витальное, истинное физическое существо; они остаются позади, завуалированные и безмолвные. До тех пор пока мы не достигаем знания, за наше существо мы принимаем ментальное, витальное и физическое эго.

                                                                        * * *

Инерция, тамас, глупость, узость и ограниченность, неспособность развиваться, сомнение, тупость, сухость, постоянное забвение полученных духовных переживаний – вот характеристики непреобразованной физической природы, когда она не подталкивается виталом и не поддерживается высшей ментальной волей и интеллектом.

                                                                       * * *

То что вы описываете, является материальным сознанием; оно главным образом подсознательно, но та часть его, которая сознательна, механически, инертно движимо привычками или силами низшей природы. Всегда повторяя те же самые глупые и неосвещенные движения, оно привязано к рутине и установленному правилу того, что уже существует, не желая меняться, не желая получать Свет или подчиняться более высокой Силе. Или, если оно и хочет, то не способно. Или, если и способно, то оно обращает действие, переданное ему Светом или Силой в новую механическую рутину и таким образом изымает из него всю его душу и жизнь. Оно - смутное, тупое, ленивое, полно невежества и инерции, тьмы и медлительности тамаса. Именно в это материальное сознание мы стремимся принести сначала более высокий (божественный или духовный) Свет, Силу и Ананду, а затем супраментальную Истину, которая является целью нашей йоги.

                                                                      * * *

Во-первых, я придаю телу значение как инструменту, dharma-sadhana, или, более полно, как центру проявленной личности в действии, как основы духовной жизни и активности, всей жизни и активности на земле, но также потому, что для меня тело, также как ум и жизнь, является частью Божественного Целого, формой Духа и поэтому им не нужно пренебрегать или презирать как нечто неизлечимо грубое и неспособное к духовной реализации или духовному использованию. Сама материя тайно является формой Духа и должна проявить себя им, её можно заставить пробудиться к сознанию и развить и реализовать Дух, Божественное внутри себя. На мой взгляд, тело, также как ум и жизнь, должно быть одухотворено или, можно сказать, обожествлено для того, чтобы быть подходящим инструментом и вместилищем для реализации Божественного. Оно имеет свою роль в Божественной Игре и даже, согласно садхане Вайшнавов, в радости и красоте Божественной Любви.

                                                                     * * *

Витальность означает жизненную силу – где бы ни была жизнь, в растении, животном или человеке, там есть жизненная сила – без витала не могло бы быть никакой жизни в материи и никакого одушевленного действия. Витал – это необходимая сила и ничего не могло бы быть сделано или создано в телесном существовании, если бы там не было витала в качестве инструмента. Даже садхане нужна витальная сила.
Но если витал не преобразован и подчинен желанию, страсти и эго, то он на столько же вредит, на сколько он мог бы быть полезен в обратном случае. Даже в обычной жизни витал должен контролироваться умом и ментальной волей, иначе он приносит беспорядок или несчастье. Когда люди говорят о витальном человеке, они имеют в виду человека находящегося под влиянием витальной силы, неконтролируемой умом или духом. Витал может быть хорошим инструментом, но он плохой хозяин.
Витал не нужно убивать или разрушать, но его нужно очистить и трансформировать психическим и духовным контролем.

                                                                     * * *

В витальном существе есть четыре части: первая, ментальный витал, который дает ментальное выражение в мысли, речи или как-то по другому эмоциям, желаниям, страстям, ощущениям и другим движениям витального существа; эмоциональный витал, который является троном различных чувств, таких как любовь, радость, горе, ненависть и все остальное; центральный витал, который является местом более сильных витальных страстных желаний и реакций, например амбиций, гордости, страха, любви к славе, симпатий и антипатий, различного вида желаний и страстей и сферы многих витальных энергий; последняя, - низший витал, который занят мелкими желаниями и чувствами, теми что составляют большую часть повседневной жизни, например желания поесть, сексуальное желание, мелкие предпочтения и неприязни, тщеславие, ссоры, любовь к похвале, гнев в ответ на упрек, всевозможные мелкие желания – и бесчисленный ворох прочих вещей. Их соответствующее расположение следующее: (1) область от горла до сердца, (2) сердце (это двойной центр, принадлежащий спереди - к эмоциональному и витальному, а сзади – психическому), (3) от сердца до пупка, (4) ниже пупка.

                                                                  * * *

Высший витал обычно обращается за помощью к витальному уму и эмоциональному существу, в отличие от среднего витала, который расположен в области пупка и является динамическим, чувственным и страстным и низшего витала, который создан из более мелких человеческих жизненных желаний и жизненных реакций.

                                                                 * * *

Нервная часть существа является частью витала – это витально-физическое, жизненная сила, крепко запутанная в реакции, желания, потребности, ощущения тела. Собственно витал – это жизненная сила, действующая в своей собственной природе, импульсы, эмоции, чувства, желания, амбиции и т.д., имеющей в качестве своего высочайшего центра то, что мы можем назвать внешним сердцем эмоции, в то время как там же существует внутреннее сердце, где находятся высшие, или психические, чувства и ощущения, эмоции или интуитивные стремления и импульсы души. Конечно, витальная часть в нас необходима для нашей завершенности, но она является истинным инструментом только когда её чувства и наклонности были очищены психическим касанием, подняты и направляются духовным светом и силой.

                                                                  * * *

Истинное витальное сознание – это сознание, в котором витал полностью сдался, преобразовал себя в инструмент Божественного, не требуя, не настаивая на желании, отвечая только силе Матери и ничему другому, спокойный, неэгоистичный, дающий абсолютную верность и послушание, без личного тщеславия или амбиции, просящий только о том, чтобы быть чистым и совершенным инструментом, ничего не желающий для себя, только бы Истина могла восторжествовать в нем и везде, и осуществилась Божественная Победа, и исполнилась Божественная Работа.

                                                                  * * *

В обычном использовании слово «Ум» покрывает без разбору, все сознание, поскольку человек – это ментальное существо и ментализирует все; но в терминологии этой йоги слово «ум» и «ментал» используются для того, чтобы обозначить особую часть природы, которая должна работать с познанием и интеллектом, с идеями, с ментальными или мысленными ощущениями, реакциями мысли на вещи, с истинно ментальными движениями и формациями, ментальным видением и волей и т.д., которые являются частью его интеллекта. Витал должен быть осторожно вычленен из ума, даже если витал и имеет умственный элемент, вкрапленный в него; витал – это Жизненная природа, созданная желаниями, ощущениями, чувствами, страстями, энергиями действия, волей желания, реакциями души желания в человеке и всей той игрой собственнических и других схожих инстинктов, гнева, страха, жадности, вожделения и т.д., которые принадлежат этой сфере природы. Ум и витал смешаны на поверхности сознания, но сами по себе они являются совершенно отдельными силами, и как только человек отступает назад за обычное поверхностное сознание, то видит их совершенно отдельными, обнаруживает их различие и может с помощью этого знания анализировать их поверхностную смесь. Абсолютно возможно, и даже это обычно и происходит в течение большего или меньшего времени, а иногда и очень долго, что ум принимает Божественное, или йогический идеал, в то время как витал – не убежден и не сдался, и упрямо продолжает свой путь желания, страстей и притяжения к обычной жизни. Их расхождение и их конфликт является причиной большинства самых острых трудностей садханы.

                                                                    * * *

Сам ум разделен на три части – думающий Ум, динамический Ум, экстернализирующий [внешне выражающий] Ум: первый – связан с идеями и знанием как таковыми, второй – с применением ментальных энергий для реализации этих идей, третий – с их выражением в жизни ( не только речью, но в любой форме, которую он может им придать). Слово «физический ум» довольно туманно, потому что оно может означать именно этот экстернализирующий Ум и ментал в физическом, взятых вместе. Витальный Ум является неким посредником между витальными эмоциями, желаниями, побуждениями и т.д. и собственно менталом. Он выражает желания, чувства, эмоции, страсти, амбиции, собственнические и динамические тенденции витала и вбрасывает их в ментальные формы (чистые фантазии или мечты о величии, счастье и т.д., в которых потворствуют люди – это лишь одна из специфических форм витально-умственной активности). Есть еще и более низкий уровень ментала в витале, который просто выражает витальную субстанцию, не подчиняя её какой-либо игре интеллекта. Именно через это ментально-витальное витальные страсти, импульсы, желания поднимаются и входят в Буддхи и либо затуманивают, либо искажают его.
Также как витальный Ум ограничен витальным видением и чувствованием вещей (в то время как динамический Интеллект не ограничен этим, поскольку он действует под влиянием идеи и рассудка) , точно также и ум в физическом, или ментально-физическое, ограничено физическим видением и переживанием вещей, он ментализирует переживания, приносимые контактами с внешней жизнью и вещами, и не уходит за пределы этого (хотя он может делать это гораздо более ловко), не так как экстернализирующий ум, который имеет дело с ними больше с позиции рассудка и своего более высокого интеллекта. Но на практике эти двое обычно смешаны вместе. Механический ум является гораздо более низким действием ментально-физического, которое, оставленное на само себя, будет только повторять привычные идеи и регистрировать естественные рефлексы физического сознания на контакты с внешней жизнью и вещами.


Вы здесь » Тропа Странника » Познавательные статьи и опыт » Планы сознания и части существа