ОГЛАВЛЕНИЕ• ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. Природа сновидений
• 1. Сновидение и реальность
• 2. Как возникают переживания
• 3. Энергетическое тело
• 4. Краткий итог: как возникают сновидения
• 5. Образы «Материнской тантры»
• ЧАСТЬ ВТОРАЯ. Виды снов и их использование
• 1. Три вида снов
• 2. Использование сновидений
• 3. Открытие практики чод
• 4. Два уровня практики
• ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. Практика йоги сновидений
• 1. Видение, действие, сновидение, смерть
• 2. Пребывание в покое: шинэ
• 3. Четыре основополагающие практики
• 4. Подготовка к ночи
• 5. Главная практика
• 6. Осознанность
• 7. Препятствия
• 8. Управление сновидениями и уважение к ним
• 9. Простые практики
• 10. Объединение
• ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ. Сон
• 1. Сон и погружение в сон
• 2. Три разновидности сна
• 3. Практика сна и практика сновидений • ЧАСТЬ ПЯТАЯ. Практика йоги сна
• 1. Дакини Салчже Дудалма
• 2. Предварительная практика
• 3. Практика сна
• 4. Тигле
• 5. Продвижение
• 6. Препятствия
• 7. Поддерживающие практики
• 8. Объединение
• 9. Непрерывность
• ЧАСТЬ ШЕСТАЯ. Уточнения
• 1. Контекст
• 2. Ум и ригпа
• 3. Основа — кунжи
• 4. Познание
• 5. Распознавание ясности и пустоты
• 6. Я
• 7. Парадокс относительного «я»
• Заключение
• Приложение. Обзор практик сновидений
• Глоссарий
Введение
Треть жизни мы проводим во сне. Что бы мы ни делали, какие бы благие или неблагие поступки ни совершали, кем бы мы ни были: убийцами или святыми, монахами или гуляками, каждый день для нас заканчивается одинаково. Мы закрываем глаза и растворяемся во тьме, причем делаем это без страха, хотя все, что мы называем «собой», исчезает. Проходит краткое время, и начинают возникать образы, а с ними — наше ощущение себя. Мы снова существуем в мире сна, который кажется безграничным. Каждую ночь мы участвуем в глубочайших таинствах, перемещаясь из одного измерения опыта в другое, утрачивая ощущение себя и снова обретая его, — и воспринимаем это как должное. Утром мы просыпаемся, и для нас начинается «явь», но в каком-то смысле, мы по-прежнему спим и видим сны. Учения говорят нам, что у нас есть выбор: день и ночь оставаться в этом сонном состоянии заблуждения или пробудиться к истине.
Начиная заниматься йогой сна и сновидений, мы присоединяемся к длинной линии преемственности. Многие века мужчины и женщины выполняли те же практики, что и мы, и, сталкиваясь с теми же сомнениями и препятствиями, получали такую же пользу, какую можем получить мы. Для многих высоких лам и опытных йогинов йога сна и сновидений стала главной практикой — именно благодаря ей они обрели реализацию. Размышляя над прошлым и вспоминая людей, посвятивших жизнь учениям, — наших духовных предшественников, которые вместе с этими учениями передают нам плоды своей практики, — мы зарождаем в себе веру в эту традицию и благодарность за то, что она есть.
Некоторым тибетским учителям может показаться странным, что на Западе я даю эти практики людям, которые не выполнили необходимых предварительных практик или не достигли должного понимания. По традиции эти учения держат в тайне, как в знак уважения к ним, так и в качестве защиты: чтобы их сила не оказалась подорвана из-за неправильного понимания неподготовленных людей. Их никогда не давали всем подряд и с легкостью, но берегли для тех людей, которые готовы их получить.
Эти практики нисколько не утратили своей действенности и ценности — изменилась обстановка в мире, поэтому я и стараюсь найти новый подход. Я надеюсь, что если просто и открыто передавать то, что является действенным, это поможет лучше сохранить традицию и принести пользу большему количеству людей. Однако необходимо чтить учения — и чтобы лучше сохранять их, и чтобы обеспечить развитие собственной практики. Постарайтесь, пожалуйста, получить прямую передачу этих учений от подлинного учителя. Хорошо, если вы прочитаете об этих йогах, но лучше получить устную передачу: она создает более тесную связь с линией преемственности. Кроме того, на пути легко встретить препятствия, которые трудно преодолеть самому, тогда как опытный учитель сумеет их обнаружить и поможет устранить. Это важный момент, о котором нельзя забывать.
Наша человеческая жизнь драгоценна. Мы обладатели полноценного тела и ума, а с ними — совершенных возможностей. Мы можем встречать учителей, получать учения, перед нами жизнь, предоставляющая нам свободу выбора духовного пути. Мы знаем, что для духовного пути и для осуществления нашего желания помогать другим необходима практика. Мы также знаем, что жизнь быстро пролетает и от смерти нет спасения, и все же в повседневной суете бывает трудно практиковать столько, сколько нам хотелось бы. Может быть, мы ежедневно уделяем медитации час-другой, но при этом остаются двадцать два часа на то, чтобы отвлекаться и носиться по волнам сансары*. Но всегда есть время сна — треть жизни, которую мы проводим во сне, можно использовать для практики.
Основная мысль этой книги в том, что благодаря практике можно научиться лучше осознавать каждое мгновение жизни. При этом свобода и гибкость постоянно возрастают, и мы начинаем меньше зависеть от привычных мыслей и отвлекающих факторов. У нас развивается устойчивое и четкое присутствие, которое позволяет нам более умело выбирать правильную реакцию на то, что происходит, — реакцию, благотворную для окружающих и для нашего собственного духовного роста. Постепенно развивается постоянное осознавание, которое позволяет нам сохранять полную осознанность, как во сне, так и наяву. Тогда нам удается правильно и творчески откликаться на любые события сновидения и в этом состоянии выполнять различные практики. Доведя эту способность до совершенства, мы обнаружим, что и во сне, и наяву нашей жизни сопутствуют больший покой, безмятежность, ясность и понимание. Кроме того, это подготовка к тому, чтобы после смерти достичь освобождения в промежуточном состоянии (бардо*).
Учения дают нам много методов, позволяющих улучшить качество повседневной жизни. Это хорошо, потому что наша жизнь важна и достойна лучшего. Но конечная цель этих йог — привести нас к освобождению. Поэтому данную книгу лучше всего рассматривать как практическое руководство к йогам тибетской бонско-буддийской традиции, в которой сновидения используются для освобождения от призрачности повседневной жизни, а сон — для пробуждения от неведения. Чтобы воспользоваться ею именно так, необходимо установить связь со знающим учителем. Затем, чтобы придать уму устойчивость, нужно выполнять практики пребывания в состоянии покоя (шинэ*),которые вы найдете в третьей части книги. Когда вы почувствуете, что готовы, приступайте к предварительным практикам и выполняйте их некоторое время, нераздельно соединяя со своей жизнью. После этого переходите к основным практикам.
Спешить некуда. Мы с безначальных времен блуждаем в иллюзиях сансары. Мало что изменится, если мы прочитаем еще одну книгу о духовном пути и тут же забудем. Если же мы пройдем путь этих практик до самого конца, это поможет пробудить нашу изначальную природу — просветление.
Если нам не удается сохранять присутствие во сне, если каждую ночь мы забываемся, каковы же тогда наши шансы сохранить осознавание, когда придет смерть? Если мы погружаемся в сновидения и взаимодействуем с образами ума так, будто они реальны, не следует ожидать, что мы сумеем освободиться после смерти. Взгляните на свои переживания в сновидениях — и вы узнаете, каково вам будет в смерти. Взгляните на свои переживания во сне — и вы обнаружите, пробуждены ли вы на самом деле.
КАК ПОЛУЧИТЬ УЧЕНИЯ
Наилучший подход к получению духовных учений в устном или письменном виде — «выслушать, обдумать, пережить», то есть умом понять сказанное, сделать вывод о том, что оно означает, и осуществить его на практике. Если подходить к освоению учений именно так, то процесс обучения будет непрерывным и неуклонным, если же остановиться на уровне рассудка, это может стать препятствием для практики.
Слушая или получая учения, хороший ученик должен походить на стену, намазанную клеем: брось на нее траву — пристанет. Плохой же ученик похож на сухую стену: что ни брось, упадет на пол. Получив учения, не стоит их терять или тратить впустую. Ученик должен хранить учения в своем уме и работать с ними. Учения, не проникнутые пониманием, — все равно что травинки, брошенные на сухую стену: они падают на пол, и о них забывают.
Прийти к выводу относительно смысла учений — все равно что включить свет в темной комнате: скрытое становится явным. Это ощущение удовлетворения, когда все встает на свои места и обрывки знаний сливаются в единое целое. Оно отличается от чисто рассудочного понимания тем, что мы действительно знаем это, а не просто слышали. Например, если нам скажут, что в комнате есть желтые и красные подушки, это пример рассудочного понимания: ведь если мы войдем в комнату в темноте, то не сможем различить цвета подушек. Постичь смысл — все равно что включить свет: мы сами видим, где желтое, а где красное. Учение — уже не просто нечто такое, что мы можем пересказывать: оно стало частью нас самих.
«Осуществить на практике» — значит превратить то, что было понято умом: получено, обдумано и осмыслено — в непосредственное переживание. Это все равно что попробовать соль на вкус. Можно говорить о соли, знать ее химический состав и т. д., но непосредственное ощущение вкуса соли возникнет у вас только тогда, когда вы ее попробуете. Это ощущение невозможно получить рассудочным путем, его невозможно передать словами. Если мы попробуем объяснить его человеку, который никогда не пробовал соль, он не сможет понять ощущение, которое испытали мы. Если же мы говорим с тем, кто уже имел это ощущение, то оба знаем, о чем идет речь. Так и с учениями. Именно так следует их осваивать: прочитать или выслушать, обдумать, прийти к выводу относительно смысла и обрести этот смысл в непосредственном переживании.
В Тибете, чтобы сделать новые кожи мягкими, их натирают маслом и кладут на солнце. Практик — все равно что новая кожа: жесткий и неподатливый, с узкими взглядами и твердыми установками; учение (Дхарма*) — все равно что масло, проникающее внутрь благодаря практике, а непосредственное переживание — все равно что солнце: когда присутствуют оба фактора, практик становится мягким и податливым. Но в кожаных мешках хранят и масло. Если продержать его в таком мешке несколько лет, кожа задубеет как дерево и ее уже не размягчишь, сколько ни натирай маслом. Того, кто много лет изучает Дхарму, занимаясь лишь умствованиями и не получая практических переживаний, можно сравнить с такой задубевшей кожей. Учения могут размягчить жесткую кожу неведения и обусловленности, но если хранить их в уме, не втирая практикой и не подогревая непосредственным переживанием, человек может закоснеть в своем интеллектуальном понимании. Тогда новые учения не смягчат его, не проникнут сквозь грубую кожу и не смогут его изменить. Нужно стараться не накапливать учения только как рассудочное понимание, чтобы это рассудочное понимание не стало препятствием к Знанию. Учения — это не умные мысли, которые можно коллекционировать, а путь, по которому нужно идти.СЛОВАРИК--Бардо (bar do; санскр. антарабхава). «Промежуточное состояние». Любое переходное состояние бытия: жизнь, медитация, сновидения, смерть, — но чаще имеется в виду промежуточное состояние между смертью и перерождением.
Бон (bon). Коренная духовная традиция Тибета, более ранняя, чем индийский буддизм. Хотя ученые расходятся во мнениях относительно происхождения Бона, сама традиция утверждает, что существует непрерывная линия передачи, длящаяся семнадцать тысяч лет. Как и школы тибетского буддизма, в частности, школа ньингма, Бон отличается самобытной иконографией; в нём есть богатая традиция шаманизма и особая линия передачи, восходящая не к Будде Шакьямуни, а к Будде Шенрабу Мивоче. Девять колесниц Бона содержат практические учения, такие как грамматика, астрология, медицина, прорицание, усмирение духов и т. д., а также учения по логике, гносеологии, метафизике, разные уровни тантр и полную традицию Великого Совершенства (Дзогчена).
гонгтэр (dgongs gter). В тибетской культуре есть традиция тэрма. Это священные предметы, тексты или учения, которые учителя прошлых веков сокрыли на благо людей грядущих времен, когда их предстоит найти. Тантрийских учителей, которые обнаруживают тэрма, называют тэртонами, открывателями сокровищ. Тэрма находят в материальных местах, таких как пещеры или кладбища; в элементах, таких как вода, дерево, земля или пространство; или же получают в снах, в видениях, а также непосредственно находят в глубоких уровнях сознания. Последний случай называется гонгтэр — «сокровище ума».
дакини (тиб. кадрома: mkha' 'gro ma). Кадрома буквально означает «небесная странница». «Небо» — это пустота: дакини перемещается в этой пустоте, то есть действует в полном осознавании пустоты, абсолютной реальности. Словом дакини могут называть земную женщину, реализовавшую свою истинную природу, или богиню, или непосредственное проявление просветленного ума. Другое значение слова дакини — обитательница чистого мира существ класса дакини.
джалу ('ja lus). «Радужное Тело». В Дзогчене обретение Радужного Тела является знаком полной реализации. Реализовавший практик Дзогчена, уже не подверженный иллюзии кажущейся материальности и двойственности, противопоставляющей ум и материю, в момент смерти реализует энергию элементов, составляющих материальное тело. Само тело растворяется, остаются только волосы и ногти, а практик проходит стадию смерти в полном сознании.
Дзогчен (rdzogs chen). «Великое совершенство», или «великая полнота». Дзогчен считают высшим учением и практикуют как в Боне, так и в школе тибетского буддизма ньингма. Его основополагающий принцип состоит в том, что реальность, в том числе и человека, уже совершенна, что ничего не нужно преображать (как в Тантре) и ни от чего не нужно отказываться (как в Сутре) — нужно лишь признать все за то, чем оно на самом деле является. Основной метод Дзогчена — «самоосвобождение»: позволять всему, что возникает в переживании, существовать как оно есть, не усложняя с помощью рассудочного ума, не испытывая ни влечения ни неприязни.
Дхарма (тиб чо: chos). Очень широкий термин, имеющий много значений. В контексте данной книги Дхарма — это и духовное учение, которое восходит к буддам, и сам духовный путь. Другое значение слова дхарма — бытие.
дхармакая (тиб. чоку: chos sku). Считается, что Будда обладает тремя Телами (санскр. кая): это дхармакая, самбхогакая и нирманакая. Словом дхармакая, которое часто переводят как «Тело истины», обозначают абсолютную природу будды, присущую всем буддам и тождественную абсолютной природе всего, что существует, то есть пустоте. Дхармакая недвойственна, свободна от понятий и от всех качеств (см. также самбхогакая и нирманакая).
йидам (yi dam; санскр. дэвата). Личное божество, или божество медитации, олицетворяющее аспект просветленного ума. Есть четыре категории йидамов: мирные, увеличивающие, могущественные и гневные. Йидамы проявляются в таких образах, чтобы одолеть те или иные вредоносные силы.
йогин (тиб. нэлчжорпа: rnal 'byor pa). Тот, кто практикует йогу медитации, например, йогу сновидений и йогу сна.
йогини (тиб. нэлчжорма: rnal byor ma). Женщина, практикующая йогу медитации.
канал (тиб. ца: rtsa; санскр. нади). Каналы — это сосуды системы циркуляции энергии организма, по которым движутся токи тонкой энергии, поддерживающие и питающие жизнь. Сами каналы принадлежат к энергетическому уровню, и в материальном измерении их невозможно увидеть. Однако с помощью практики или природной чувствительности человек может убедиться в их существовании на собственном опыте.
карма (тиб. лэ: las). Карма буквально означает «действие», но конкретно — закон причины и следствия. Любое действие, совершенное телом, речью или умом, служит «семенем», которое принесет «плод» своих последствий в будущем, когда сложатся благоприятные условия для его проявления. Благие действия имеют благие последствия, такие как счастье, а неблагие — неблагие последствия, такие как несчастья. Закон кармы означает не то, что в жизни все предопределено, а то, что обстоятельства порождаются прежними действиями.
кармические следы (тиб. багчаг: bag chags). Каждое предпринятое человеком действие — телесное, словесное или мысленное, — выполненное преднамеренно и пусть даже с малейшей долей привязанности или желания, оставляет след в потоке сознания этого человека. Накопление таких кармических следов обусловливает — положительно или отрицательно — каждый момент переживания.
кунжи (kun gzhi). В Боне кунжи представляет собой основу всего сущего, в том числе и человека. Оно не совпадает с понятием школы йогачара алаявиджняна, которое больше сходно с кунжи намше (см. ниже). Кунжи — это единство пустоты и ясности, абсолютной открытости абсолютной реальности и непрерывного проявления внешнего видения и осознавания. Кунжи — это основа бытия.
кунжи намше (kun gzhi rnam shes; санскр. алаявиджняна). Кунжи намше — это сознание-основа, имеющееся у каждого человека. Это «вместилище», «хранилище», где хранятся кармические следы, из которых возникают будущие обусловленные переживания.
лама (bla ma; санскр. гуру). Лама буквально означает «высшая мать». Ламой называют духовного учителя, который важен для ученика превыше всего. В тибетской традиции лама считается даже более важным, чем будда, потому что именно лама доносит до ученика живое учение. На абсолютном уровне лама — это принадлежащая самому человеку природа будды. На относительном уровне лама — личный учитель.
лока (тиб. джигтэн: jig rten). Буквально «мир» или «мировая система». Хотя обычно это слово используют для обозначения шести миров круговорота бытия, на самом деле лока означает более широкие мировые системы, одну из которых занимают шесть областей (см. шесть миров круговорота бытия).
лунг (rlung; санскр. ваю). Лунг — это жизненная энергия ветра. Обычно на Западе ее называют одним из санскритских названий — прана. Слово лунг имеет широкий диапазон значений. В контексте этой книги оно обозначает жизненную энергию, которая питает жизнеспособность тела и сознания.
маригпа (ma rig pa; санскр. авидья). Неведение. Отсутствие знания истины, основы, кунжи. Часто выделяют две категории маригпа: неведение врожденное и обусловленное культурой.
нирманакая (тиб. трулку: sprul sku). Нирманакая — это «явленное тело» дхармакаи. Обычно обозначает видимое, материальное проявление будды. Этим словом называют и все измерение материальных проявлений.
охранители (тиб. сунгма: srung ma или чокёнг: chos skyong; санскр. дхармапала). Охранители и охранительницы — существа, давшие обет защищать Дхарму и практикующих учение. Они могут быть как мирскими защитниками, так и гневными проявлениями просветленных существ. Практикующие тантру обычно ублаготворяют охранителей, связанных с их линией передачи, и пользуются их помощью.
прана (см. лунг).
ригпа (rig pa; санскр. видья). Буквально «осознавание» или «знание». В учениях Дзогчена ригпа означает осознавание истины, врожденное осознавание, истинную природу человека.
Ринпоче (rin po che). Буквально «драгоценный». Почтительное обращение, широко используемое при общении с воплощенным ламой.
самая (тиб. дамциг: dam tshig). Обет. Обычно обет, касающийся поведения и действий, который практикующий дает в связи с тантрийскими практиками. Есть общие обеты и особые обеты, связанные с конкретными тантрийскими практиками.
самбхогакая (тиб. лонгку. longs sku). «Тело наслаждения» будды. Самбхогакая — это тело, состоящее только из света. Образы самбхогакаи часто визуализируют в практиках Тантры и Сутры. В Дзогчене чаще представляют образ дхармакаи.
сансара (тиб. корва: 'khor ba). Мир страдания, источником которого является омраченный двойственный ум. Все сущее в этом мире непостоянно, лишено собственного бытия. Все существа этого мира подвержены страданию. Сансара объединяет шесть миров круговорота бытия, но в более широком смысле обозначает способ существования живых существ, которые страдают оттого, что ими владеют иллюзии, следствия неведения и двойственности. Когда какое-либо существо обретает полное освобождение от неведения, достигает нирваны, сансара для него заканчивается.
Сутра (тиб. до: mdo). Сутры — тексты, содержащие учения, исходящие непосредственно от исторического Будды. Учения Сутры опираются на путь отречения и составляют основу монашества.
Тантра (тиб. гюд: rgyud). Тантры, как и Сутры, — учения будд, но многие тантры были открыты йогинами традиции тэрма. Тантры опираются на путь преображения и включают в себя такие практики, как работа с энергией тела, перенос сознания, йоги сновидений и сна и т. д. Некоторые разряды тантр, относящиеся к непостепенному пути преображения, могут содержать и учения Дзогчена.
Тапихрица (ta pi hri tsa). Хотя его считают исторической личностью, в иконографии он изображается как будда-дхармакая: обнаженным и без украшений, что олицетворяет абсолютную реальность. Он является одним из двух основных учителей традиции Дзогчена Шанг-Шунг ненгюд.
тигле (thig le; санскр. бинду). Слово тигле в зависимости от контекста имеет разные значения. Хотя обычно его переводят как «капля» или «семя», в контексте йог сновидений и сна тигле обозначает сияющий шар света, символизирующий качество сознания и используемый для сосредоточения на нем в практике медитации.
три коренных яда. Неведение, неприязнь и желание — три основополагающих омрачения, которые увековечивают продолжение жизни в мирах страдания.
ца (см. канал).
чакра (тиб. корло: khor lо). Буквально «колесо» или «круг». Чакра — санскритское слово, обозначающее энергетический центр. Чакра — это место, где сходится определенное число энергетических каналов (тиб. ца). В разных системах медитации используют разные чакры.
чод (gchod). Буквально «отсекать» или «пронзать». Практика чод, иначе называемая «практическое использование страха» и «развитие щедрости», — это ритуальная практика, нацеленная на устранение привязанности к своему телу и эго путем сострадательного подношения другим существам всего того, из чего состоит человек. Для этого в практике есть пространное призывание различных классов существ с последующим воображаемым рассечением и преображением тела практикующего в объекты подношения. В практике чод используется мелодичное пение, звуки барабанов, колокольчиков и труб. Обычно ее выполняют в местах, которые внушают страх, например, в местах сожжения трупов, на кладбищах, на безлюдных горных перевалах.
Шанг-Шунг ненгюд (Zhang Zhung snyan rgyud). Один из наиболее важных циклов учений Дзогчена в Боне. Он относится к разделу Упадеша.
Шенлха Одкар (gShen lНа 'od dkar). Самбхогакая Шенраба Мивоче, будды, основавшего Бон
Шенраб Мивоче (gShen rab mi bo che). Шенраб Мивоче — нирманакая будды, основатель Бона. Традиция гласит, что он жил семнадцать тысяч лет тому назад.
шесть миров круговорота бытия (тиб. риг друг: rigs drug). Обычно их называют «шесть миров» или «шесть лок». Шесть миров подразумевают существование шести классов существ — к ним относятся: боги, полубоги, люди, животные, голодные духи и существа ада. Под мирами имеются в виду как места, где рождаются существа, так и области потенциально возможного опыта, эмпирического и эмоционального, которые ограничивают наше переживание даже в повседневной жизни.
шинэ (zhi gnas; санскр. шаматха). «Пребывание в покое», или «спокойствие». Практика пребывания в покое использует фокусирование на внешнем и внутреннем объекте, чтобы развить способность к сосредоточению и устойчивости ума. Пребывание в покое — фундаментальная практика, основа для развития Других, более высоких практик медитации; она необходима как для йоги сновидений, так и для йоги сна.