11 ЛЮТЕНЯ (Февраля) - ВЕЛИКИЙ ВЕЛЕСОВ ДЕНЬ — Светодень, посвящённый Велесу Сивому Яру (Велесу Зимнему). 11 Лютеня - середина зимы.
Лютая зима пошла на убыль. Еще будут морозы и метели, но перелом уже наступил. Солнечные Боги уже рождены и набирают силы в чертогах своих небесных. Там же пребывают и все остальные наши Боги - забот у них сейчас много. Некогда им заниматься нашими, людскими делами. Выглянет порой Солнышко, посмотрит, что все идет своим чередом, да и опять к своим делам обратится. И происходит это из года в год. И не прекращается великое Коловращение - от веку и до века.
И только Велес, дед наш остается с людьми в это тяжкое время и не дает духам беспутным азарничать и вредить людям и зверю дикому. И злится на него Марена за невнимание, и напускает на людей лихорадки разные, а на скотину - коровью смерть. Вся Природа в ледяном сне и только одинокий Велес Корович ходит по городам и весям, не давая загрустить людям.
В этот день Велес предстает в своей коровьей ипостаси, посему в этот день в требу ему приносится коровье масло, а на братчине не едят говядину. Люди чествуют Велеса Коровича, проведшего их через зимние испытания - через мразы, хлады, глады и метели, и который не покинет их ни весной, ни летом, ни осенью. Отмечая перелом зимы и начало движения к весне, люди говорят: в этот день Велес с зимы рога сшиб.
Обряды Велесова Дня начинаются еще ночью и продолжаются весь день.Молодицы в этот день пьют крепкий мед, чтобы «коровы были ласковы», а затем бьют своих мужей днищем (доской для прядения льна), чтобы «волы были послушные».
В этот день в требу приносится коровье масло.
Ночью женщины-хранительницы домашнего очага, после зачина - совершали обряд опахивания - проведения сохой межеводной борозды посолонь вкруг всего поселения (требища) - для отгона «коровьей смерти» и прочей нечести от жилища честных людей.. Для этого выбирается повещалка, которая повещает по всем домам: «Пора унять лихость коровью!». Женщины омывают руки водой и утирают их рушником, который носит повещалка. Затем повещалка приказывает мужскому полу «не выходить из избы ради беды великия». Повещалка с воплем: «Ай! Ай!» бьет в сковороду и выходит из села. За ней идут женщины с ухватами, помелками, серпами и дубинами. Повещалка, сбросив с себя рубаху, произносит с неистовством клятву на «коровью смерть». Повещалке одевают хомут, подвозят соху и запрягают. Затем, с зажженными лучинами трижды опахивают селение (капище) «межеводной» бороздой. Женщины следуют за повещалкой на помелах в одних рубашках с распущенными волосами.
После проведения межеводной борозды женщины возвращаются в круг, а соха предается огню. Далее приносится треба Велесу, и братина с медом посолонь обходит всех присутствующих, которые славят Велеса и всех Богов наших.
Затем гости и участники приступают к пиру-братчине, после которого переходят к молодецким забавам и играм, поют песни и веселятся - кому что на ум придет.
Вся природа все еще пребывает в ледяном сне. И только Велес, наигрывая в свою волшебную дудочку, ходит-бродит по городам и весям, не давая загрустить людям.
Злится Марена-зима на Велеса, напуская на него лютый мороз, а на скотину «коровью смерть», но никак не может одолеть.
Поселяне в этот день кропят домашний скот водой, приговаривая: «Велес, скотий бог! Дай счастья на гладких телушек, На толстых бычков, Чтоб со двора шли - играли, А с поля шли - скакали».
Молодые женщины в этот день пьют крепкий мед, чтобы «коровы были ласковы», а затем "бьют" своих мужей днищем (доской для прядения льна), чтобы «волы были послушные».
В этот день в требу приносится коровье масло.
После зачина женщины совершают обряд опахивания для отгона «коровьей смерти».
По окончании шествия происходил обрядовый бой Велеса и Марены. Под подбадривающий крик собравшихся: «Велес, сшиби рог с зимы!», ряженый, одетый Велесом (турья личина, шкура, копье), сшибает «рог с Марены».
Затем начинается пир, на котором запрещалось вкушать говядину, сопровождающийся игрищами.
О сию пору Велес «сшибает рог Зиме», в деревнях празднуют Коровий праздник (ибо Велес не только Бог Мудрости, но ещё и Скотий Бог — Владыка всякого живота), творят обереги на скот и двор, просят у Велеса покровительства да защиты, а скоту да добру всякому — приплоду. Вещие волхвы, вдохновенные сказители, буйные скоморохи чтут Велеса — Премудрого Бога, своего Вышнего Покровителя — особо: волхованиями да прорицаниями, воспеваниями да славлениями, а паче того — обретаемыми в радениях Духовными прозрениями...
В пору двоеверия на Руси 11 лютеня/февраля отмечали день святого Власия — покровителя скота, «Коровьего Бога».
О сём в народе говорили: «Власьев день — Коровий праздник», «Власий — сшиби рог с Зимы», «У Власия и борода в масле».
Сразу после Власия начинались суровые Власьевские морозы. Вскоре после Власия отмечали Онисима Зимобора (Онисима Овчара) — 15 лютеня/февраля. В этот день «зиме время вспять поворотить»; ночью «окликали» звёзды, чтобы овцы лучше ягнились, а поутру бабы «зорнили пряжу» — выставляли первый моток пряжи «на зорю», дабы вся пряжа (равно как и судьба, которую «прядёт» Богиня Макошь) была бела, чиста и крепка.
Масло (равно как и молоко) издревле входило в требы, приносимые Велесу.
Велесовы дни месяца лютеня/февраля
Месяц лютень — Кологодный удел Велеса
В Лета Вращении месяцу лютеню (февралю) покровительствует Велес — Вещий Бог. О сию пору выделяют два Велесова Святодня:
1. Большой (Великий) Велесов день — 11 лютеня;
2. Предшествующий ему Малый Велесов день — 3 лютеня.
Также Велесу посвящены семь дней — вторые Велесовы, или Волчьи, Святки (Малые Зимние Святки) — между Велесом Малым (3 лютеня) и Велесом Великим (11 лютеня):
3 лютеня — Велес Велес Волчий Сват (или Велес Сбруйник),
4 лютеня — Велес Студёный,
5 лютеня — Велес Корович (или Велес Коровятник),
6 лютеня — Велес Телятник,
7 лютеня — Велес Лукавый,
8 лютеня — Велес Серповидец,
9 лютеня — Велес Житный Дед,
10 лютеня — Велес Зимобор,
11 лютеня — Велес сшиби рог с Зимы.
Вскоре после них празднуются:
15 лютеня — Велес Овчар,
16 лютеня — Ярило-с-Вилами и Именины Кикиморы (Марин день).
Празднование Велесовых дней в эпоху двоеверия
В эпоху двоеверия на Руси отмечали:
3 лютеня — Симеон и Анна, а тако же Малый Власий («Семён с Анной сбрую починяют», «Власий коней седлает») — по поверьям, на Власия Домовой «заезжает» лошадей, и чтобы этого не допустить, на ночь к лошади привязывали кнут, рукавицы и онучи;
4 лютеня — Никола Студёный («На Студёного Николу снегу навалит гору», «Никола Студный — Волчий Сват, маковый закат») — время «звериных свадеб»;
5 лютеня — Агафья Коровятница («На Агафью Коровья Смерть по сёлам ходит») — в деревнях творили обереги на скот;
6 лютеня — Вукол Телятник («На Вукола телятся жуколы»);
7 лютеня — святой Лука («Пришёл Лука — пеки пороги с луком») — луковым духом отгоняли болезни и всякую нечисть;
8 лютеня — Захарий Серповидец («На Захария Серповидца гляди серпы на лето», «Захарию Серповидцу молятся бабы-жницы»);
9 лютеня — Никифоры-Панкраты («Пришёл Панкрат — хлебом не богат», «На Панкрата Зима убегает тёмными ночами», «На Никифора лапти плетут»);
10 лютеня — Прохор («На Прохора Зима заохала», «Пришли Прохор да Влас — никак, скоро весна у нас»).
11 лютеня — день святого Власия — покровителя скота («Власьев день — коровий праздник», «Власий — сшиби рог с Зимы», «У Власия борода в масле»). Сразу после Власия начинались суровые Власьевские морозы.
Вскоре — 15 лютеня — отмечали Онисима Зимобора, или Онисима Овчара — покровителя овец («На Онисима Овчарника Зима становится безрогой», «На Онисима Зимобора — Зиме время вспять поворотить»).
16 лютеня — отмечали Маремьяну Праведную, или Меремьяну-Кикимору, как её называли в народе. В этот день особливыми подношениями старались задобрить Кикимору, чтобы она не путала пряжу и не проказила по ночам. Тако же в народе говорили: «На Маремьяну Ярило — с вилами». Ибо, по поверьям, о сию пору Младой Ярило — Сын Велесов — «воздевает Зиму на вилы».
Празднование Велесовых дней в современном Родноверии
Большой Велесов день — 11 лютеня — широко празднуется большинством современных Родноверческих Общин. Это один из наиболее значимых Святодней в году, и о нём уже написано немало. Подробнее об Уряде празднования Велесова дня — см., напр., наши: «Коло года», «Велесов день», «Славление Велеса» и др. Малый Велесов день — 3 лютеня — празднуется более узко и преимущественно теми Общинами, которые почитают Вещего Бога своим Вышним Покровителем.
Каждый человек, чтящий обычаи Предков и живущий по Родовому Искону, предстоя пред Велесом во Святодень Его, может в первую очередь обращаться к тому Лику Вещего Владыки, который наиболее соответствует складу его души. Так, например, для людей, живущих преимущественно плотскими интересами (Труженическое Сословие), Велес — Скотий Бог — является, прежде всего, Владыкой Живой Природы, а также Покровителем животного («скотьего») начала в самом человеке, связанным с физическим выживанием, продлением своего Рода и т.п. Для тех «деловых» людей, жизненные интересы которых сосредоточены преимущественно на обретении богатства и мирской выгоде (Купеческое Сословие), — Велес является, прежде всего, Богом-Подателем богатства, Покровителем торговли, выгодных сделок и т.п. Как писал один из крупнейших исследователей Славянского Язычества и культуры Древней Руси академик Б.А. Рыбаков: «Вплоть до средневековья слово "скот" означало не только домашних животных, но и имущество, деньги, богатство. Слово "скотолюбие" означало "корыстолюбие"; "скотник" — финансовый чиновник, стоящий между посадником и старостой; "скотница" — казна».
Для тех, в чьей жизни главными целями является не материальная выгода, а Честь и Слава (Воинское Сословие), — Велес является, прежде всего, Грозным Разрушителем Препятствий (Велес — Третий Лик в Великом Сварожьем Триглаве, объединяющем Сварога-Творца, Перуна-Охранителя и Велеса-Разрушителя всего сущего), Могучим Богом, с Чьим Именем связаны такие понятия, как Воля, Власть, Величие и т.п. И, наконец, для тех, в чьей жизни Духовные цели главенствуют над всеми остальными (Жреческое Сословие), — Велес является, прежде всего, Духовным Началом (как во Всемирьи, так и внутри самого человека), владычествующим над животной («скотьей») природой, Вещим Наставником, ведущим следующих Его Стезями по Духовному Пути Самопознания...
Слава Роду!
Первыми Велесовыми Святками (Большими Зимними Святками) называются двенадцать дней (точнее, вечеров) начиная с кануна Коляды и до Водокреса (6 сеченя/января), не считая дня празднования Коляды (25 стуженя/декабря-месяца).
В эпоху двоеверия большинство черт Велеса было перенесено на образ самого почитаемого на Руси святого — Николая Угодника. Скотьи же функции Велеса «принял» на себя святой Власий.
Так, например, в селениях Нижегородской губернии бытовало поверье, что на Агафью ходит по сёлам Коровья Смерть в виде старой женщины с руками, как грабли, и морит скот.
В.И. Даль в своём «Толковом словаре живого великорусского языка» пишет следующее: «Жукола, жуколка — чёрная корова. На свят. Вукола (6 февр.) телятся жуколы».
Велесов день
Велесе зимний во шкуре сивой, Со турьим рогом, с белой дорогой, Храни во поле, храни во боре, Отведи горе, а дажди доли, Во Ночи Года — оберег Роду! Гой, Вещий Сиве! Гой, Пастырь зиме! Велесу — слава! Гой!
Во Святодень сей, по поверьям, Велес сшибает один рог Зиме, творит оберег скоту — гонит Коровью Смерть и даёт силу людям пережить грядущие Велесовы (Власьевские) морозы (как правило, весьма и весьма суровые), после коих зима заметно идёт на отступ. В народе об эту пору примечают: если вместе с Велесовым днём наступает оттепель, то весна ожидается тёплая; если же нет, то Морена-Зима ещё долго будет крепка во праве своём...
Готовиться к Велесовому празднику начинают заранее — с вечера предшествующего дня. Разливают по освящённым кувшинам молоко, расстилают по дому шкуры, на которые кладут коровьи рога, очищенные и высушенные.
На Капище (либо в месте, указанном сведущими людьми особливо) начинают оборудовать жертвенник, заранее готовя шкуры и окуривая место дымом горящего бычьего волоса. Иногда на шестах, стоящих вдоль священной ограды Святилища, выставляются бычьи и коровьи черепа, олицетворяющие собой связь с Иным миром, а также являющиеся мощными оберегами от всякой нечисти.
Ночью волхвы отправляются туда в одиночестве и творят там особые священнодействия, дабы узнать волю Вещего Бога. Девушки тем временем гадают, расчёсывая гребешками бычий волос. Перед тем, как лечь почивать, рекут наговор-оберег на сон грядущий:
Храните, все Боги, а боле — Велесе, Мой сон-почивание! Лодьею быстрою, лёгкою мыслею, В отдохновение от трудов праведных, Перенесите мя в Ино Заречное. Мару да Морока, страхи, притороки, Чары кикиморы, навии, иновы Узы да наузы смойте-отведите. В ладе, в усладе со мною пребудьте, Чтоб в здраве проснуться, В Явь возвернуться! Гой!
Сны, дарованные Велесом в эту ночь, считаются провидческими — вещими и, по поверьям, всегда сбываются...
Мудр и могуч Быкоголовый Велес — Вещий Бог! Всяк живот приветствует его: славься, наш Защитник! Хвала тебе, Велемудрому! Даже бестелесные навии, блуждающие где-то за Кромкой (границей, разделяющей Явь и Навь) по неведомым тропинкам Велесовых Пастбищ, ликуют, славят Великого Бога — своего Повелителя. В отличие от Светлых Сварожичей, детей Небесного Огня, Велес нисколько не враждебен к обитателям Нави, он не гонит их палящим жаром Солнечных лучей, как Даждьбог, или жгучими стрелами-молниями, как Перун, но ни один обитатель Нижнего мира не смеет противиться воле Волохатого Владыки!..
И вот, наконец, наступает день праздника. В каждом доме готовится обрядная еда — каша, обильно приправленная маслом: «У Велеса (Власия) — борода в масле!» — рекут о сём в народе; ставятся на столы заранее сваренные питные меды... Лишь говядину и телятину строго запрещено употреблять в пищу в день Велеса — Коровьего Сына (по поверьям, рождённого на Заре Мира Небесной Коровой Земун).
Приготовленная еда освещается на жертвеннике, после чего подаётся к столу. Рядом с Капищем, в нарочно приготовленной для этого избе, устраивается совместная трапеза общинников.
Много трудов в Велесов день выпадает на долю волхвов (коим Велес покровительствует особливо) и их потворников. Помимо совершения обрядов прославления Бога, жертвоприношений, когда ручьём течёт по жертвеннику освящённое молоко, помимо принесения треб, творимых как от лица всей общины, так и приносимых частным образом, на их плечах лежит организация самого празднования, кое открывается речением обрядовых кощун, например:
Се — Кощно время, зима трескучая,
Солнце скрыто до весны хмарью-тучами,
Ходят-бродят по земле блазни-мороки,
Сторожат шалые духи уснувший бор.
Не красен огонь, не свет-пересвет, —
Одела Зима ледяной браслет,
Белы рученьки Её — в инее,
Хладом сковано небо синее.
А в ночи в лесу — пляски мороков,
Ходит Марушка белым облаком...
А где-то там, за полями белыми,
За крепями лесными ледян терем стоит,
Белый хорт круг него бежит,
Хвостом след метёт, таку песнь поёт:
Гой ты, Мороз-братец, ходи до полатей,
Замки свои отопри, ворота свои распахни,
Пошире их растворяй да Гостюшку поджидай:
Сивый Бог грядёт, медведя ведёт,
Речёт тайно слово, что людям опора,
В холода подмога да в ночи дорога!
Славьте же Бога Вещего! Гой!
Также Святодень сей считается весьма благоприятным для лечения всевозможных болезней: как недугов людей, так и хворей скотины. Хорош он также и для изготовления оберегов из коровьих рогов, воплощающих собой жизненную силу Природы, и из пучков бычьей шерсти, наделяющих, по поверьям, их обладателей крепким здоровьем и богатством. Полагают, что все обереги и обережные обряды, сотворённые в Велесов день, обладают особой силой. И кому, как не волхвам, ученикам Мудрого Велеса, их Вышнего Покровителя, надлежит заботиться о том, чтобы всё, посвящённое Вещему Богу, было сделано должным образом?..
Немыслим праздник и без Велесовой боротьбы, называемой иначе Медвежьей (ибо медведь является одним из священных животных, посвящённых Велесу, а также, по поверьям, в образе Лесного Хозяина воплощён один из ликов самого Скотьего Бога).
В отличие от яростных воинских поединков, творимых на Перунов день, поединок борцов Велесовой боротьбы не изобилует множеством приёмов, являя собой, по преимуществу, добродушное любование той силой, коя даруется человеку самой Землёй-матушкой не для истребления себе подобных, но ради созидательного труда на честной ниве. Обычно на круг перед Чуром (священным Капищным изваянием) Велеса выходят два дюжих мужика, раздетых по пояс, охватывают друг друга руками и, кряхтя и упираясь изо всех сил, стараются завалить противника в снег. Волхвы при сём рекут наговор на волотову силу:
Велесе-Боже! До ны сниди, Волотову силу [имярек] дажди! Гой!
Тут же кто-нибудь из зрителей непременно вспомнит стародавнюю быль о борцах: дескать, когда-то жил в соседней деревне один мужичок, хилый с виду, но перед каждым поединком ложился он наземь, лицом в снег, и просил Мать Сыру Землю даровать ему хотя бы самую малую толику силушки её необоримой, после чего побеждал любого здоровяка — чем и вызывал ликованье всего честного народа, присутствовавшего на состязании...
Борца-победителя чествуют всем миром, угощают пивом и нарекают «Велесовым избранником» — во славу Могучего Бога, неиссякаемой силы земли и только начинающей пробуждаться, ещё не зримой воочию весенней Солнечной яри...
Ночь, следующая за Велесовым днём, считается благоприятной для зачатия сильных телом и духом детей. Перед тем, как лечь в супружескую постель из настланных шкур, женщины расчёсывают своим мужьям волосы заговорёнными гребешками, что должно уберечь их в течение года от различных недугов и наделить силой и мудростью самого Велеса. Волхвы же одни уходят в ночь, глядящую на них ясными звёздами — очами Предков, во самую крепь лесную, где ставят шест с водружёнными на него бычьими рогами и радеют до самого до утра, во кобны-бубны звонкие свои бия, Вещего Бога воспевая, колославу сию многократно повторяя:
Веле-Веле-Велесе го-о-ой,
Веле-Веле-Велесе гой!
Веле-Веле-Велесе го-о-ой,
Веле-Веле-Велесе гой!
Велесе есе го-о-ой,
Велесе есе гой!
Велесе есе го-о-ой,
Велесе есе гой!..
О сию пору Лесной Хозяин поворачивается в берлоге на другой бок, Дева-Весна встречается на пограничье Мироколицы со Старухой-Зимой и даёт ей первый бой (2 лютеня-месяца — на Громницу).
Слава Роду и Велесу Слава!
Хозяин леса
Вечный Велес по Вещему Лесу
Ходит поступью гордой и легкой.
Отодвинув тумана завесу,
Звезды в небо бросает он ловко,
Ночь их ловит, смеясь, рукавами,
Пришивает невидимой ниткой.
Велес путь освещает рогами
И читает старинные свитки,
В коих Были записаны, сказы
И прекрасные песни Бояна,
И внимают сим длинным рассказам
Вещий Лес и Луна-Несмеяна.
От восторга весь мир замирает,
Только слово Он мудрое скажет,
И следы его медленно тают,
А Большая Медведица мажет
Их молочно-небесным сиропом,
Медвежонка баюкая в лапах,
Зверь лесной по неведомым тропам
Бродит, чуя Хозяина запах.
Всех неспящих услышь, о Велесе!
Серебря горизонт перламутром,
Над Священным его Боголесьем
Расцветает румяное утро.
***
Всё теплело и теплело
Девять дней подряд.
Только нынче побелело -
Грянул снегопад.
Мерно шёл по новоснежью
Через сонный бор,
В шубу кутаясь медвежью,
Велес-Зимобор.
Засветился златокудрый
Солнца луч во тьме!
Велес славный, многомудрый,
Рог сшиби зиме!
Скоро Масленица, скоро
К нам Весна придёт.
Ведь недаром Зимобором
Люд тебя зовёт.
Скроют в оттепель туманы
Прелесть зимних снов.
Мы на проводы Мораны
Напечём блинов.
Солнце-блин лежит в ладонях
Ласковых небес.
Уносите Зиму, кони,
Далеко за лес!
А пока, рассвет встречая
Перед новым днём,
Дружно Солнце привечаем,
Велеса зовём.
Окоёма порубежье
Озарил пожар.
Мерно шёл по новоснежью
Велес Сивый Яр.
***
Утро Велесова дня - алые зарницы!
Зорька огненной рудой льётся на поля.
Пробудилась подо льдом бурная водица,
Дышит, греясь от костра, Мать Сыра Земля.
А в заснеженном лесу сладко дремлют ели,
Бер храпит - дрожит сугроб в чаще под сосной.
Кружат, кружат по полям белые метели,
Только солнышко печёт жарко, как весной.
Нынче Велес к нам прислал сильные морозы,
Хрупкий иней на ветвях - чар хрустальных стынь.
В белоснежных кружевах девицы-берёзы
Тянут веточки-крыла в солнечную синь.
Но ярится царь-огонь, согревая взоры,
И текут, текут снега звонким ручейком,
Чертит Солнце на снегу дивные узоры -
Ну а я читаю их радостно, тайком.
Будит яркий, светлый луч дремлющую Землю,
Топит лёд и гонит прочь зимний холод сна.
Я горячему лучу радуюсь и внемлю,
Сердцем слышу, как на Русь к нам идёт Весна!
***
Коло, Коло! В Вещий день
Прогони ты хмари тень,
Повернись, Медведь, в берлоге -
Велес Вещий на пороге,
Громко посохом стучит,
Прославлять себя велит.
Ныне с Марой в снежном поле
Вещий Бог пирует вволю,
С проговором: "Ой, вкусны
У Маренушки блины!"
Ныне Масляна неделя,
Самогуды загудели,
Эх, весёлая пора! -
Славим Велеса - Ура!
***
Гой, Велесе Вещий! Гой, Велесе мудрый!
Господин во Лесе, Дедо златокудрый.
Гой, Велесе грозный, Гой, Велесе славный!
Ты во день морозный наш заступник главный!
Мир, добро и братство ты подаждь народу,
Мудрость и богатство умножай во родах -
Пусть всё будет справно, яко хлеб из пещи,
Гой, Велесе Славный, Гой, Велесе Вещий!
В преддверье Велесова дня
Велесовы (Волчьи) Святки
***
Поутихли вьюги, уж не бесятся,
Зимний ветер морок вымел прочь.
На рожке серебряного месяца
Снова песню нам играет ночь.
Волчьих святок дни текут волшебные
От Громниц до Велесова дня.
Ах вы, песни! Зимние, душевные!
Не жалей-ка, милый друг, огня!
Во бору у нас светло и радостно,
Пышет пламя - кругом голова!
Рукавицы дымом пахнут сладостным -
Хороши сосновые дрова!
Нынче Велес-бог проходит чащами,
Обходя владения свои.
Так твори обряд по-настоящему,
Спящий лес волшбою напои!
До Земли снега уже растаяли -
Ох, сильна Огня сварожья ярь!
Мы давно зарю с тобою чаяли -
Отразился в братине янтарь,
Вещий Бог склонил свой лик над зыбкою,
Пробуждая солнечный рассвет,
Засветились тихою улыбкою
Небеса, послав Земле привет.
Пусть горит высоким алым пламенем
Наш огонь среди лесного сна.
Минет зимь. Взойдёт с зелёным знаменем
На порог красавица Весна.
***
Мой Снежень нынче ласков, а не лют,
Его глаза восторженны и сини.
И птицы по-весеннему поют
На снегом принаряженной рябине.
В бору, в преддверье Велесова дня,
Кружат ветра, и дышится так вольно!
Совсем не жаль ни ласки, ни огня -
В душе моей всего теперь довольно.
Высок костёр. Среди лесной красы
Атласной лентой стелется дорога.
А Велес усмехается в усы,
Ведь ведомо всезнающему Богу,
Как я ночами зимними не сплю
И как тебя то бережно, то страстно,
То нежно, то безудержно люблю,
А ты мне улыбаешься так ясно.
Земля ещё лежит во власти сна,
Но всё ж в глазах Небес, на самом донце
Уже цветёт священная Весна,
Горит моё языческое Солнце.
***
Веришь мне, путница? Значит, не спрашивай,
Даже коль тронулась в путь за ответами.
Синее небо давно разукрашено
Чистыми, яркими звёзд самоцветами,
Лес колыбелью качается снежною,
Свадьбы справляют днесь волки ВелЕсовы.
Будет нам песня тропой обережною,
Будет идтись нам привольно да весело.
Вьюги по следу всё гонятся, бесятся.
Не поддавайся, испугом влекомая,
Там у огня у двенадцати месяцев
Ждёт тебя сказка ещё незнакомая,
Дуют нам в спину ветра-перебежники,
Но не кончается тропка чудесная
Там, где зимой расцветают подснежники,
Там, где Громница гремит поднебесная.
Не сомневайся - в дороге за сказками
Встретим однажды вещунью приветную:
Глянет Весна изумрудными глазками,
Солнышко встанет зарёю рассветною.
Будет Весна!..
***
Поздней ночью в снежный лес
Вновь бегу я без оглядки,
Волчьи, Велесовы святки -
Время сказочных чудес.
Ёлки тёмны и остры.
Над могучими камнями
Заповедными огнями
Разгораются костры.
Запалив в костре зарю,
Зажигаю ночью свечи,
В полночь Велесовой сречи
Ворожбу свою творю.
Но криница вещих снов
Белым инеем покрыта,
Ночь из звёздного корыта
Кормит диких кабанов.
Навь закрыта на засов,
Тьма разбита на осколки,
Воют Велесовы волки -
Стражи северных лесов.
Месяц скрылся, брода нет
В бледном мареве тумана.
Лишь горит звезда Мерцана,
Обещая нам рассвет.
И в лучах рассветных бор,
Закружась в метельном танце,
Разгорается румянцем.
Здравствуй, Велес-зимобор!
М. Волкова