Самонаблюдение, особенно вначале, никоим образом не должно становиться анализом или попыткой анализа. Анализ станет возможным лишь гораздо позднее, когда человек узнает все функции своей машины и все управляющие ею законы.
Пытаясь анализировать какое-то явление, с которым он встречается в самом себе, человек обычно спрашивает: что это такое? почему оно случилось так, а не как-нибудь иначе? И вот он начинает искать ответы на эти вопросы, совершенно забывая о дальнейших наблюдениях. Всё более и более погружаясь в подобные вопросы, он совершенно теряет нить самонаблюдения и даже забывает о нём, так что наблюдение прекращается. Из этого ясно, что продолжаться может только одно: или наблюдения, или попытки анализа. Некоторые упражнения по развитию деятельности центров часто путают с упражнениями по развитию внимания, самонаблюдения и неотождествления. В идеале, сначала необходимо наблюдать деятельность машины(организма), регистрировать наблюдения и только потом работать над разрушением старых привычек в каждом центре отдельно. И хотя некоторые упражнения можно отнести к обеим группам, в этой теме - любые упражнения, большей частью направленные на тренировку самонаблюдения и разотождествления. УПРАЖНЕНИЕ "СТОП"
В этом упражнении по команде «стоп» каждый студент обязан немедленно остановить всякое движение, где бы он ни находился и что бы он ни делал, происходит ли это в самый разгар ритмических движений или в обычной жизни, за работой или за обеденным столом. Он обязан не только прекратить свои движения, но и сохранить выражение лица, улыбку, взгляд, напряжение всех мышц тела именно в том состоянии, в котором была дана команда «стоп». Он должен сохранять взгляд на той точке, на которую он был направлен в момент подачи команды. Пока он находится в состоянии прерванного движения, студент должен приостановить ход своих мыслей и не допускать какой-либо мысли, что бы она из себя ни представляла. Ему необходимо сконцентрировать все свое внимание на наблюдении за напряжением мышц в различных частях своего тела, направляя это внимание с одной части тела на другую, помня о том, чтобы мышечное напряжение оставалось без изменения, не увеличиваясь и не уменьшаясь. Цель этого упражнения: научиться отделять себя от тела, эмоций и мыслей, став хозяином всех трех. ДЛИННАЯ МЫСЛЬ
Длинная мысль - некая мысль, которая дает возможность в течение дня работать над собой, удерживать внимание на своей цели. Это метод, который помогает более глубоко понять отождествление и неотождествление. Мысль предполагает сквозное действие во времени, которое не зависит от механичности собственной машины. При этом:
* уходит воображение, т.к. часть внимания занята длинной мыслью;
* разрываются ненужные эмоциональные связи, т.к. прорабатывается отождествление;
* появляется возможность взглянуть на события с другой точки зрения;
* появляется свобода выбора своих действий;
* увеличивается скорость достижения цели за счет концентрации внимания.
Примеры длинных мыслей:
* "Я знаю, что я ничего не знаю"
* "Весь мир чудесен"
* "У меня нет мысли я увижу"
* "Я ни за что не держусь мне нечего защищать"
* "Завра может не быть"
* "Каждое твое действие священно"
* "Я есть ты, ты есть я"
* "Нет ничего глупее непрошенной мудрости"
* "Чтобы дойти до цели, нужно идти!"
* "Стремись понять и не судить"
* "Если хочешь быть счастливым будь им"
* "Не бойтесь, что жизнь кончится, бойтесь, что она может не начаться"
* "Даже если у тебя ничего нет, у тебя есть жизнь, в которой есть все"
* "Ничто так не мешает видеть, как точка зрения"
* "Я есть то, что наблюдает, а не то, что наблюдаемо"
* "Это моя последняя битва на Земле"
* "Я не тело, не ум и не сердце"
* "Я есть, все остальное сон"
* "Все, что со мной происходит, создано мною"