Наука мышления.
Наука мышления является очень важной частью знаний. Она позволяет понять, каким образом в нашем подсознании формируются различные деструктивные программы. Для ясного понимания необходимо договориться о единой терминологии. Итак, начнём…
Знание заполняет всю Вселенную как тонко материальная среда. Информация – это знание, обретающее форму, ею можно обмениваться, владеть. Сознание - выделенная в отдельную форму часть Знания. Сознание - совместное знание, проявляется тогда, когда часть выделяется из общего целого. Выделенная часть сохраняет все свойства целого. Сознание обретает форму только при своём движении. Жизнь – это движение. Материя – это «створожившееся сознание».
Способности сознания:
1.Отражение. Образ - отпечаток, впечатление, в форме восприятия информации.
2.Память. Способность сохранять воспринятый образ.
3.Стекание. Ум есть способность стекания по плотностям знания из большей в меньшую («рыба ищет, где глубже, а человек - где лучше»).
Плотность - это то, что тебя может разрушить, как целостность. Образ - плотность знания в памяти. Боль - сигнал о том, что разрушается тело. Боли не существует, есть лишь знание о том, что это действие причиняет боль.
Основные механизмы ума:
1.Стих - стихия, бессловесная, то, что позволяет существовать в условиях неземных, нечеловеческих. В нем нужно знать, как управлять движением, а не телом.
2.Разум – одноразовый ум для выживания на планете в теле. В разуме можно общаться с любым существом во Вселенной. Оперирует Образами. Развивается с 1.5 до 5 лет.
3.Мышление – применяется для жизни в обществе. В мышлении ум пользуется образцами. Образец – это цепочка Образов или алгоритм действий, согласно которому мы поступаем в той или иной ситуации.
Жить нас влечёт Охота. Уровни Охоты: в стихе – потребность, в разуме – желание, в мышлении – цель или стремление.
Струи мышления:
1.Потребность насытиться - соответствует стиху.
2.Воин, хозяин, польза - соответствует разуму.
3.Человеческое поведение - соответствует мышлению.
Мережка – «рабочий стол» Разума, на котором находятся образы, расположена вокруг головы. С помощью мережки мы выбираем определённый образ, и только тогда приступаем к действию. Таким образом, между намерением что-то сделать и самим действием всегда есть задержка.
В стихе сознание само по себе, хозяином тебе является само действие. Разум включается тогда, когда мы сталкиваемся с опасностью либо с чем-то новым и непонятным, для чего нет образа в памяти, т.е. возникает помеха в достижении желания. В разуме хозяин тебе ты сам. После того, как способ преодолевать определённую помеху найден, перед разумом встает задача — как облегчить жизнь и не тратить на это дело столько сил. И он закрепляет найденный успешный способ решения этой жизненной задачи в памяти в виде образа. Этот образ становится привычным способом поведения при столкновении с подобными помехами в будущем. Так рождается мышление. В мышлении хозяин - личность, общественное мнение. В разуме мы думаем, в мышлении – мыслим. Мыслить - слить «мы», т.е. людей, в общении. Смысл - то, что «мы» со мной сливает.
Образ мира - основной набор привычных способов решения жизненных задач, позволяющий не задумываться, но и не проигрывать. Состоит из двух частей: Мир-природа и Мир-общество. Образы вещей и простейших взаимодействий составляют основу Разума – материк. Культура – это договоры о том, какие образы должны соответствовать именам вещей или именам действий. Современный человек в гораздо большей мере живёт в Обществе. Причём, мы живём и общаемся в обликах. Облик – это сущность или личина, созданная для достижения конкретных целей и использующая определённый образец поведения.
Ребёнка встречают на земле, как Бога. Он начинает учиться на человека, выполнять договора с людьми. Жизнь - это цепь договоров. Каждый договор - результат твоего выбора. Имеешь сейчас то, что выбрал. Ты хозяин своей судьбы и волен развязать договора в обратную сторону. Мышление рождается, когда ребёнок первый раз чувствует несправедливость. Тогда он затаивается и готовит месть, набирая необходимые для этого инструменты.
Существуют три основных варианта поведения, так называемые победительные облики:
1.Праведник – справедливо требует и по справедливости получает.
2.Подхалим – справедливо требует, но ему несправедливо отказывают (подлое поведение).
3.Деспот – самодур, несправедливо требует и получает.
Лествица мышления – это последовательность накопления инструментов для преодоления земных условий в лице человеческого общества (операционная среда мышления):
1.Управления.
2.Договоров.
3.Справедливости.
4.Ненависти.
5.Мести.
6.Силы.
7.Неуязвимости.
Посмотрим, как это работает. Потребность утолить голод у ребёнка однажды переходит в желание управлять мамой, т.е. заставить маму делать так как он хочет. В этот момент рождается первая операционная среда нашего ума - мышление Управления. Мышление Договоров закладывается с помощью системы воспитания и образования, когда в ребёнка вбивается человеческий облик. Нужно различать, что способность договариваться - это одно, а мышление договоров - это другое. Первое основано на Разуме, второе на Боли. Справедливые договора расширяют тебя до бесконечности. Те договора, которые тебя ограничивают, есть нарушение Основного Договора о твоём божественном предназначении расширяться, осваивать этот мир.
Облик в мышлении Договоров – праведник. Мышление Справедливости возникает как ответная реакция на накопление несправедливости. Если справедливость восстановить не удаётся, рождается мышление Ненависти с целью ослабить внутреннюю боль.
Облик в этом случае - лютый зверь, борец за справедливость.
Выполнить ненависть – значит совершить месть. Облик - мститель. Месть – это восстановление справедливости плюс ненависть. Чтобы выполнить месть, нужна сила. В мышлении Силы мы учимся, набираем инструменты для победы.
Облик - умник. Чтобы накопить силу нужно огородиться, защититься, быть Неуязвимым.
Из мышления Договоров выходит мышление Свойства (ударение на последний слог), о котором нужно поговорить особо. Понятие Свойства связано с разделением людей на своих и чужих. Свои – это те, кто соблюдают принятые в данном обществе правила и законы. Среди своих действует негласный договор о взаимопомощи (сигналом служит фраза «наших бьют»). Уровни своих могут быть разными – дворовая команда, рабочий коллектив, район, народ и т.д. Чужими являются все остальные, кто не входит в данное общество. Среди чужих могут быть союзники (договор о сотрудничестве), нейтральные (договор о ненападении), враги (договора отсутствуют).
Свойство прививалось с помощью так называемых инициаций или посвящений. Часто это делалось довольно жёстко. Например, в воинских посвящениях инициируемых всячески унижали и подвергали пыткам. В наше время это сохранилось в виде «дедовщины» в армии. Цель – вбить в голову новичка кодекс поведения. Свой должен узнаваться сразу - по соответствующему облику! Особенно это важно в критические моменты, например на войне.
В русской традиции существовала целая система посвящений в зависимости от возраста: в 2-3 года – посвящение в пол (муж. или жен.), в 7-8 лет – признание своим, в 12-15 лет – совершеннолетие. Чтобы пройти посвящение, нужно было выдержать экзамен. Например, задавались загадки об устройстве мира. Испытуемый должен был подтвердить знание того, что являлось очевидным для всей общины, к которой он принадлежал. Человек, живущий по обычаям своего общества (обычай есть общественная привычка), - обычный или «умный». Тот, кто не признаёт общественных норм – изгой, чужой, «дурак».
Мир из одинаковых очевидностей в Тропе называли Лопоть (для своих это свойство, для чужих – тайна). Но очевидность – это человеческое мнение, а не закон природы! Нужно понимать – то, что кажется очевидным для одного общества, может не являться таковым для другого. Если ты считаешь только свой взгляд на мир единственно верным и не признаёшь других мнений – ты становишься фанатиком. А фанатизм рано или поздно приводит к войне. Особенно страшно, когда люди убивают друг друга во имя Бога!
Есть очень простой способ навсегда избавиться от насилия и войн. Для этого нужно лишь признать: «Наш путь не лучше – он просто иной!»
Личность.
Личность в традиции Тропы считалась той частью мышления, которая управляет поведением, и делилась на две части: действующая и переживающая.
В действующую личность входит то, что называлось личность смертная или смерд. Смердом на Руси назывался сидящий на земле крестьянин-воин. Смерд – это та часть личности, которая на тебя пашет, работает. Но в действующую личность входит и то, что тебя защищает от других людей - внешняя личность. Она тебе чужая, потому что создаётся ради других и состоит из обличий или обликов.
Переживающая личность тоже состоит из двух частей. Это следовая личность (дурак) и теневая личность (кромешное). Кромешное правит нашим поведением, пока мы больны, там живут злые духи, которыми ты одержим, это твой внутренний ад. Дурак – это воин, который тебя подвёл. Ты его выставил на бой, он проиграл, и с этого момента ты знаешь: выставлять его, значит получить боль, и ты его прячешь. Где обычно в русских сказках живёт дурак в избе? На печи или вообще за печью. Но дурак, как то, за чем стоит боль, указывает путь к боли.
Личность – это всё то, что в человеке может умереть. Человек более сложное понятие, чем личность. Что может умереть? Тело. Мы считаем, что боль живёт в теле, но отключи твоё понимание того, что есть боль, и тело боль перестаёт чувствовать. Под гипнозом
человека протыкают иголками, и он не чувствует боли. Тело боли не боится, но оно её чувствует благодаря личности. Личность боится смерти из-за личин, которые сидят в ней и кричат: «Я боюсь смерти!». Выключаем эти личины, и личность перестаёт бояться смерти. Но личность смертна, она умирает.
Душа – тело духа – боится душевной боли. Душевная боль называется обидой. И это признак того, что она телесная. Это тело. Она отомрёт, если ты собрался уйти насовсем. Если же ты намерен перевоплотиться, то весь комплекс того, что называется Душа (душа живая, душа чувствующая и душа мыслящая) потребуются тебе в следующих телах. И тем не менее они отмирают, потому что вдруг ты задумаешь воплотиться не в теле человека, а в теле животного.
Бессмертен только дух, но дух не боится, не чувствует, не движется, он только пребывает, а в нас указывает направление к твоей прародине. Он всего лишь своего рода стрелка компаса. Дух – это всего лишь твоя способность задавать вопрос «Кто я? И зачем я пришёл?» Он отнюдь не какое-то сверх существо в тебе, которое гораздо умнее и способнее решать головоломки, чем ты с твоим мышлением. Мышление считает лучше, чем дух, потому что дух не считает совсем.
Личность - это то, что мешает быть человеком. Она своими «щитками» перекрывает чувствительность, т.е. видение. В идеале мы должны оставить лишь личность действующую или действительную. Чтобы проявилась наша божественная сущность, с нас нужно сорвать все маски. Скоморохи маску поведения (социальную роль) называли личиной, мышечную маску – харей, а то, что скрывается под харей - рожей.
Чтобы управлять мышлением, нужно замедлить скорость перескакивания с одной мысли на другую. Тот, кто освободился от личности переживающей, мыслит медленно и видит все свои мысли как поток. В Тропе такое состояние называется самокат. В русской традиции поток мыслей называли рекой мышления. Отсюда речение, речь. Мышление выражается в слове.
Тропа считала Игру одним из основных приёмов иссушения личностных структур. В русской традиционной культуре иногда личность называли Игрец. Несколько слов о понятии Иссушения.
Интерес по-другому называется Охота. Наличие у человека состояний, когда он хочет чего-то помимо естественных потребностей, и есть то, что привязывает его Дух к земной жизни (тяги земные). Никакие условия не помогут духовному росту, пока не будет иссушена Охота. Любые попытки обойти Охоту в себе с помощью запретов, самовнушения, кодирования и т.п. только усилят личность! Желания человека должны удовлетворяться естественным образом по мере их возникновения. Любая страсть или отказ от неё означает несвободу и тут же становится проблемой. Возникает внутреннее напряжение, что заставляет страдать. Современному человеку свобода в удовлетворении своих желаний может показаться опасной. Ведь его естественные желания задавлены с такой силой, что давно стали страстями с огромным разрушительным зарядом. Просто выпустить их наружу означало бы катастрофу для общества. Для обезвреживания страстей и желаний, превышающих уровень естественных потребностей, и служит игра. Это интуитивно знают дети. Для них вся жизнь – игра.
Нельзя ни от чего в себе освободиться запретом или решением "так не делать". Нельзя натренироваться быть свободным. Освободиться можно только выпуская наружу всё, что ты носишь в себе. Тренировка, воспитание, этикет лягут дополнительным грузом. Запрет просто загонит охоту ещё глубже в твоё естество, так что ты просто перестанешь отличать себя от неё и будешь считать, что такова твоя естественная природа. Для того, чтобы вино потеряло крепость, его надо не запечатывать, а позволить выдохнуться. Как бы необоримо ни влекло тебя к желанному, постепенно, по мере повторений, наступает пресыщение, и интерес к тому, что было предметом страсти, пропадает. Вот это и есть основной принцип иссушения.
Личностные структуры чрезвычайно запутаны по форме. По содержанию же своему они есть запечатанная, законсервированная энергия желаний, влечений, страстей. Но даже запечатанные, они сохраняют свойство управлять поведением человека. Народная традиция объясняет это тем, что с этими "порчами" в человека проникают злые духи, естественно, имеющие собственную волю. Во время игры Одержанию (злому духу) даётся возможность реализоваться в ритуальной форме. Все эти способы изгнания одержимости являются обрядами и могут рассматриваться как ключи, отмыкающие подвалы нашей личности. Они должны отвечать двум требованиям: многократное интенсивное повторение и комбинирование, перебор всевозможных вариантов, чтобы случайно не оставить не разряженной какую-нибудь хитроумно заплетённую ветвь личины. Игра полностью отвечает этим двум требованиям.
Играя, мы можем и не достичь Свободы за одну жизнь, но мы не можем проиграть, пока Душа играет в нас. Но то не игра, что взаправду пошла. Как только мы взаправду начинаем относиться к жизни, у нас нет возможности выиграть. Выиграть можно только игру. А как её выиграть, если её больше нет, если игра закончилась, и всё пошло всерьёз?! Жизнь надо прожить играючи, чтобы успеть иссушить как можно больше "клея", привязывающего нас к проблемам этого мира.
Все знают поговорку: "Делу время — потехе час". Скоморохи объясняли её так. Час — это составная часть нашего времени, а не противопоставление ему. Время состоит из часов, это его текущие моменты. И когда это становится ясно, поговорка обретает другой вид. Ты пришёл сюда, чтобы свершить свою жизнь, но для того, чтобы она стала истинным делом, каждый её миг, каждый час должен быть прожит как игра. Время жизни составляется из часов игры.
Наши предки прекрасно знали об исцеляющих свойствах игры. Игра — это время, когда Боги приходят к нам. Поэтому Русь призывала со всех хороводов: "Лель, Полель!", что означает играй-поиграй. И спешили Боги и Люди, боялись опоздать ко времени...
Патологические конструкции.
Западок – это программа, которая формируется у человека в момент замутнения сознания, когда дух покидает тело. Это может произойти в результате физической боли, наркоза, гипноза, обиды очень сильной, страха, просто потери сознания.
Есть такое выражение «дух вон», когда резкая пронзительная боль буквально выкидывает вас из тела. От боли душа старается сбежать. Но «свято место пусто не бывает». Как только в нашем теле образовалась пустота, туда начинает всасываться (записываться) информация о внешнем мире, всё то, что в это время происходит рядом с нами – чужие слова, чувства, образы и т.п. (дух этого места). Что такое рана в теле? Это внешний мир, вторгнувшийся в твою вселенную.
Снаружи рана закрывается «панцирем» - это склянь, а всё, что внутри – гвор. С этого момента мы перестаём осознавать этот участок своего тела. И теперь, как только с нами происходит аналогичная ситуация, мы погружаемся в воспоминания и начинаем переживать ту же боль, страх или обиду. Более того, в этом состоянии мы часто совершаем неадекватные, не свойственные нам поступки. Ведь в это время нами руководит чужая программа. Фактически, это есть одержимость другим духом. Про человека в таком состоянии говорят, что он попал в западок.
Западок имеет временную характеристику. Некоторые западки составляют 3 – 5 секунд, некоторые - несколько часов; операция, например, длится 3 часа. Вот в течение 3 часов записывается информация с внешнего мира против твоей воли. Причём, бывают западки, возникшие ещё при зачатии, в утробе, в момент рождения.
Если западок делает не цельным и больным медное и серебряное царства и душу, то другие вредители поражают третье царство, Софию безмолвную.
Залом ума – это последовательность действий, принятая когда-то как схема (шаблон).
Например, в какой-то ситуации мы пришли к блистательному результату. Ум запоминает тот алгоритм, который однажды привёл нас к победе, и в аналогичных ситуациях снова и снова его воспроизводит, с каждым разом всё более совершенствуя. В результате человек становится профессионалом в своём деле - работает на автомате, как робот! С одной стороны это даёт навык, но лишает творческого подхода, человек перестаёт думать. Представьте себе токаря, который каждый день точит одни и те же болты. Но в один прекрасный момент ему приносят схему болта, который очень похож на все предыдущие, но немножечко отличается. Если токарь не обратит на это внимание и применит старый алгоритм, это приведёт к браку. В жизни ещё сложнее. Так же, как нельзя войти дважды в одну и ту же реку, так и любая аналогичная ситуация всегда чем-то да отличается от всех других. Пытаться каждую ситуацию загнать в «прокрустово ложе» определённого образца мышления – значит, каждый раз наступать на одни и те же грабли! Кроме того, залом постоянно забирает у нас силы. Это программа – паразит, без наших ресурсов она не может существовать. Выгоднее к каждой конкретной ситуации подходить с позиции Разума. При этом мы немного теряем в мастерстве, но значительно выигрываем в силе.
Наброд ума – это конструкция мышления, скрывающая от нас то, что мы когда-то испытали, но не хотим больше испытывать, например, боль.
Чтобы каждый раз не попадать в западок в аналогичной ситуации, мы придумываем себе мысли, которые уводят нас от воспоминаний. Другими словами, определённый кусок памяти оказывается недоступен нашему сознанию (частичная амнезия). В Тропе боль часто называют «зверем», а наброды – это следы «зверя», который бродит, набраживает, создавая сложную и запутанную сеть (лабиринт), чтобы скрыться, чтобы его не смогли найти. Лиса часто пользуется этим, чтобы уходить от охотников.
Внутреннее решение – решение, которое когда-то было принято тобой в состоянии аффекта, и продолжает работать по сей день. Например, «вот умру – пожалеете» - в результате всю жизнь ходишь и маешься.
Чужое мнение – мнение со стороны, которому ты фанатично следуешь. Например, услышал, что это делать полезно, и делаешь. Причём человек даже не желает разобраться, действительно нужно ли это, хорошо ли, плохо ли. Он руководствуется мнением другого человека, что так делать хорошо.
Долги - паразиты мышления, мешают нам мыслить, забирают наше время и жизненные силы. В результате мы не можем жить полноценной жизнью. Отягощают долги очень сильно.
Кресение.
В течение жизни в нас накапливается очень много всяких обид, боли, внутренних решений, чужих мнений, набродов ума, которые мешают нам жить, создают проблемы и забирают силу. Кресение занимается вычищением (выжиганием) всего этого хлама из души. Происходит от слова «крес», означающее огонь. Рассмотрим основные понятия кресения.
В Тропе способом возвращения к себе служит выявление и избавление от различных личин (обликов), которые управляют нами вместо нас. Это похоже на щипание лучин из полена. Здесь существуют свои правила:
1)Щипать надо по лучинам, не позволяя себе разворошить сразу несколько лучин.
2)Каждая лучина щипается до сучка.
3)Сучок – это то, что нельзя отщипать, препятствие. Сучок щипается сам, как лучина, до своего сучка, до своей противоположности.
4)Человеческая личность есть полено, которое должно быть спалено в огне Креси, и жечь его надо до тех пор, пока не останется одна головня, то есть та часть твоей личности, которая доступна очищению. Полено – это набор личин, одна из которых является патологической, то есть корневой для всего полена. Это и есть головня, иначе злой дух, которым ты одержим. Но чтобы добраться до головни, нужно ощипать с полена все лучины.
5)Для того, чтобы выйти на головню, применяется наша следовая личность - Дурак. Дурак создаёт такие ситуации, в которых мы выглядим нелепо, смешно, т.е. срывает маски, за которыми прячутся наши боли и проблемы (делает нам «козу рогатую»). В момент, когда ты задумался, как тебе сказать, сработала твоя личина. Отслеживаются все моменты обрывов речи, все моменты языковых очепяток. Увидеть личину – значит её обесточить, лишить силы.
В этот момент мы можем начать тропление - распутывание набродов ума. Тропить на языке охотников означает идти по следу зверя. В данном случае зверь – это наша боль. Зверь обкладывается ловушками – язами. Яз (ловушка для рыбы) – это вопрос, с помощью которого ты анализируешь ситуацию (напр. «в чём причина моей слабости?» и т.п.), узелок на память. Итак, ты ставишь язы и ходишь с ними по жизни. И жизнь тут же начинает наполнять твои ловушки уловом. Она дает тебе море случаев и море материала для осмысления. Как только такой случай произошёл, ты высвобождаешь ловушку – записываешь или рассказываешь (проговариваешь) его. Затем ставишь следующий яз, постепенно сжимая кольцо. Когда идешь по следу достаточно упорно, то, в конце концов, начинаешь видеть мелькающий впереди тебя лисий хвост.
«хвост» – это какая-то из граней той личины, за которой ты охотишься. Эта лиса (личина), как и та лиса из сказки, есть некое явление сознания, которое непрошеным забралось в твой дом и теперь хозяйничает в нем помимо твоей воли. Все такие явления в нашей психике, которые ускользают от нашего осознавания, старики называли суседками или приживалками. Все приживалки имеют свойство, как только ты перестаёшь ими управлять, изображать из себя домохозяек. При этом многие из них страшнее лютого зверя, и могут не только причинить вред или выгнать хозяина на стужу, но и разворотить самый дом, как медведь в сказке «Звери в варежке». Наконец, ты попадаешь в западок (яма в терминологии охотников). Это и есть логово «зверя».
Если же твои исследования не идут, значит, тебя стаскивает в другую тему, значит, эта тема важнее. Для того, чтобы правильно определять главную тему, нужно овладеть самокатом, иначе говоря, искусством быть искренним с самим собой и умением произносить вслух то, что действительно звучит в тебе, но подавляется запретами воспитания. Так разматывается свой клубок судьбы. Важно отметить, что на все вопросы в кресении нужно отвечать то, что сразу идёт изнутри, не задумываясь. Этот же принцип используется в психологических тестах.
Приведём механизм вскрытия западка:
1) Чтобы обезопасить себя, необходимо поставить капи – это сегодняшняя дата и дата западка. Сегодняшнее число – это поплавок, который удержит тебя на поверхности сознания и не позволит провалиться, погрузиться в гвор, как в западню. Далее нужно определить место входа и поставить там стража, с которым договориться, что он встретит тебя по возвращении. Идёшь по ниточке (своеобразная «нить Ариадны»).
2) Первая задача – это поиск имени злого духа, головни. Назвав имя своего врага, ты уже хозяин ему, хотя враг еще не убран из тебя, но он уже виден и управляем. Тем самым порча будет значительно ослаблена. Это один из принципов магии. Затем нужно уточнить возраст возникновения западка вопросом: «сколько мне лет?» и его длительность.
3) Входишь в ситуацию и осознанно проживаешь то время, когда находился в замутнённом состоянии, проговаривая всё, что было. Необходимо добиться того, чтобы само переживание – кусок не прожитой нашей жизни – ушло. Когда западок вычищен, чувствуешь огромное облегчение.
Часто при кресении выходишь на своё внутреннее решение, которое когда-то давно было принято в силу необходимости или по другим причинам. Нужно ли нам сейчас это решение? Если оно уже давно не работает, а только вставляет «палки» в «колёса», выгодно
его отменить. Для этого надо чётко высказать причину отказа от решения, а затем искренне и твёрдо произнести: «я отменяю данное решение!» Приказ сработал, если чувствуешь, как будто камень свалился с плеч, становится легче дышать. Если же что-то внутри тебя протестует, необходимо выяснить: что держит и почему? Возможно держит какая-то обида, тогда нужно сначала убрать её. Аналогичную работу можно проводить с чужими мнениями.
Существует такое понятие: печище – это выжженная земля (пространство, отвоеванное у леса), на которую селится семья. Так же и в сознании. Крес выжигает гвор – образуется объём свободного или твоего, управляемого сознания. Он и называется Печище. Печище постоянно расширяется по мере продвижения Кресения.
Итак, уровни работы над собой:
1.Иссушение западков (обида и боль).
2.Распутывание набродов (наука мышления или хитрая наука).
3.Распутывание набродов с отпусканием. Это уже работа над определением своих настоящих целей. По мере того, как определяются настоящие цели, всё остальное теряет ценность, и ты получаешь возможность его отпустить. Этим занимается специальный раздел Тропы - Целеустроение.
Душевная беседа и писанка.
Основными инструментами кресения являются душевная беседа и писанка. Часто бывает так, что самому разобраться в причинах своей проблемы бывает очень сложно. А со стороны виднее. Поэтому, обычно, применяется работа в паре с партнёром.
Душевная беседа - это разговор двух людей с целью убрать проблему. Тот, кто проговаривает проблему, называется кресником, а тот, кто задает вопросы по ходу беседы и анализирует - водящим или крёсным. Беседа ведется по определённым правилам:
1)Обязательное условие - кресник должен доверять крёсному, иначе не будет искренности, и результат не будет достигнут.
2)Крёсный должен обеспечить такие условия для беседы, при которых кресник будет чувствовать себя защищённым, и не будет бояться приоткрыть свою душу.
3)Обговаривается конкретная тема, от которой не следует отступать. Ситуации рассматриваются последовательно, т.е. пока ситуация не закрыта, к следующей не переходят.
Работа ведется только на энергии кресника, на его желании разобраться с собой. Если у него пропадает желание говорить, беседу следует завершить. Крёсный не должен вести кресника своими вопросами. Все вопросы крёсного вытекают из слов кресника, по сути, ты спрашиваешь только о недосказанном. Когда кресник рассказывает, ты наблюдаешь за потоком его мыслей и отслеживаешь провалы, разрывы, сбои в логике и задаешь вопросы о том, что в этих дырах.
5) Крёсный не должен уходить в свои проблемы, его задача находиться в состоянии зеркала (зерцало), т.е. отражать состояние кресника. Если кресник пропускает какие-то узелочки, крёсный должен это видеть и сосредотачивать на этих узелочках внимание кресника.
6)Задача крёсного – не дать креснику войти в слишком болезненную ситуацию, чтобы его не разнесло. То есть может пойти очень много боли сразу.
7)Не следует выматывать кресника. Разговор ведется до первой испаринки, т.е. как только ситуация прояснилась или кресник облегченно вздохнул, на этом следует сделать перерыв (например выпить чаю), либо пока завершить беседу до следующего раза. Троповый принцип: каждодневные, но мелкие победы. Практика показывает, что достигать успеха проще, когда крупная задача разбивается на мелкие шаги. В малом победить легче, чем в большом. Тогда каждый шаг становится маленькой победой!
8)Важно соблюсти принцип: «Не выносить сор из избы». То, что происходит между крёсным и кресником, это вообще не должно никуда выноситься, если это и выносится, то только с дозволения кресника, и только как учебный материал.
Писанка - это душевная беседа с самим собой. Когда возникает проблема или плохое настроение, садишься и выписываешь на бумагу всё, что приходит в голову, тем самым, освобождаясь от того, что наболело на душе.
В писанке есть свои правила:
1) вначале нужно забить кол - привязаться к конкретному моменту времени (зафиксировать дату), тему можно не указывать;
2) обязательно нужно договориться с собой, до какого момента вы будете писать писанку – установить стража. Например, слово какое-нибудь - «всё», либо отчерк.
3) когда какая-то ситуация разобрана, её следует отчеркнуть, т.е. ситуация закрыта.
Многие говорят, что мыслей нет, писать нечего. В этом случае можно исходить из состояния – что ты чувствуешь в данный момент. Например, задаёшь себе вопросы: «Что я чуствую?», «Почему?». И так далее, раскручиваешь самокат.
Писанка по сути является творческой работой. С помощью неё можно, например, прорабатывать бизнес план.
Мирской суд.
Когда возникает какой-то конфликт или ссора, очень важно уметь выяснять отношения. В Тропе существует такая практика, как мирской суд, главная цель которого – выяснение истины, а не наказание. Очень важно с самого начала оградить все разборки договорами.
В мирском суде соблюдаются следующие принципы:
1. Задача – сохранить мир. Поэтому вместо фразы «я считаю, что ты неправ, я на тебя обиделся» следует говорить примерно так: «я хочу выяснить, кто из нас неправ. Ты согласен мне помочь в моей беде?»
2. Только двое разбираются, а мир наблюдает. Один выдвигает претензию, второй её или принимает или не принимает. Если не принимает, то говоришь: «На сколько процентов ты не принимаешь мою претензию?» В одну сторону вычислили, в обратную - до тех пор, пока не пришли к полному равновесию и балансу.
3. Прежде всего, говорить о себе, а не давать оценку другому. Судить поступки, а не человека!
Существует лествица победы для работы с конфликтными ситуациями:
1.В чём он неправ?
2.В чём я прав?
3.В чём он прав?
4.В чём я неправ?
5.Моя цель.
6.Что относится к этой цели?
7.Кто это сказал? Что не относится к этой цели?
Эти пункты нужны для того, чтобы отделить плёва от семени, чтобы понять, где мы бьёмся за свою цель, а где мы просто бьём, т.е. может это какие-то наши заморочки - западки, заломы, наброды, желание отомстить.
Целеустроение.
Цели проявляют себя в этом мире в форме ценностей. Но ценности часто бывают чужими, навязанными нам обществом, родителями и т.п. Чужие цели отнимают у нас много сил и часто скрывают от нас свои собственные. В результате, вместо того, чтобы выполнять те задачи, которые наша душа наметила на данное воплощение, мы постоянно работаем на кого-то, т.е. предаём себя.
Целеустроение служит для того, чтобы убрать явные, но ложные цели и вывести на поверхность мышления скрытые, но настоящие цели. Иногда у человека создаётся впечатление, что у него нет целей в жизни (“потерька цели”). Следует проверить себя вопросом:
У тебя есть цели – да или нет? Если изнутри пришёл ответ «нет», то это явно либо западок, либо залом, либо решение не иметь целей. С этим нужно разбираться в кресении.
Если ответилось «да», идём дальше: Среди этих целей у тебя есть те, которые ты осознаёшь чужими, да или нет? Если ответ «нет», а это явно не так, разбираемся в кресении.
Следующий вопрос: Среди тех целей, которые вы имеете, в их общем количестве сколько процентов составляют чужие цели? Для тех, у кого вышло меньше 50%, дополнительный вопрос: Сколько процентов осознаётся одновременно, как свои и чужие? Обычно у человека в среднем 85% чужих целей! Человека, у которого все це-ли чужие – 100%, в Тропе называли лохом (это уже клинический случай).
1-ый этап целеустроения – составить лествицу чужих целей в себе (список по порядку).
Небольшое замечание: чтобы лучше представить себе большую цель, её разбивают на задачи (подцели), а задачи – на шаги (микроцели).
2-ой этап – составить список своих целей. Как правило, среди своих целей обязательно находятся такие, которые ты осознаёшь тебе мешающими достигать истинной цели. Вопрос для проверки: Сколько процентов твоих целей являются мешающими? Меньше 90% - повод для кресения. Часто до 99% наших общих целей не являются оптимальными!
3-й этап – структурировать свои цели:
1. Жизнеобеспечение (мамка потроповски) – то, что обеспечивает тебе достаток или запас прочности. Выживание в целеустроение не входит, оно само собой разумеется. В русской традиции иметь достаток означает всегда быть готовым принять у себя странника, а значит Бога!
2. Обеспечение паразитов – работа на дядю, на наглых родственников и т.п.
3. Мои долги и недоделанные дела (хвосты).
4. Названные или именные цели - цели, которые создают тебе имя или цели общества (например, иметь высшее образование).
5. Мои цели - бывают очень простые, например, плюнуть на всё и 15 минут полежать. Сюда входят и наши мечты.
4-ый этап - определить, из чего состоит ваше жизнеобеспечение: кормить детей, родителей, оплачивать жильё и т.п. По ходу можно задавать себе наводящие вопросы, например: Нужна ли машина для жизнеобеспечения?
Очень важно определить, нет ли лишних целей. Вопросы для проверки: А это точно моя цель? Эта цель не подменена? Если цель твоя, ставишь «+», если нет, то «-».
Какие-то цели окажутся паразитными, т.е. направленными не на тебя. А почему я это допускаю или позволяю? Это западок? Если нет, то зачем это мне, что мне это даёт?
5-ый этап – выявить цели, ради которых тебе необходимы паразиты или нужно находиться в рабстве у кого-то.
6-ой этап – работа со своими целями (п. 4 и 5): Из какого возраста эта цель? Существует ли эта цель для меня до сих пор, сейчас? Если нет, то убрать её. Она существует как то, что действительно надо достигать? Найдите такую, которая ответит нет. Она вроде для тебя существует, да достигать уже не надо. Так что же удерживает её в моём сознании? Решение? Мнение? В результате должны остаться только простые и ясные цели.
7-ой этап – выявить разрушительные цели - те, что регулярно мешают поставленным перед тобой задачам. Часто за этими целями скрываются обыкновенные желания. Для работы с ними: а это моё желание? Нет – в кресение. Если да, то зачем мне это? Не воюйте с желаниями, а убирайте причины их возникновения.
8-ой этап – работа с долгами: У тебя есть долги? А сколько их у тебя? Скажите цифру.
Долги делятся на две части: а) долги других по отношению к нам; б) наши долги перед другими. Что касается наших должников, то здесь нужно либо идти и получать своё, чтобы быть в расчёте, либо, если это невозможно, то простить долг, чтобы он не висел над душой. Но, если ты долг прощаешь, в этом случае нужно обязательно сказать об этом человеку, чтобы он был в курсе. Во второй группе бывают псевдодолги - когда мы считаем, что у нас есть долг, но на самом деле реального долга не существует. Например, перед умершим человеком, ведь отдать его некому! С долгами необходимо рассчитаться полностью. Иначе они будут висеть над нами, как «дамоклов меч».
9-ый этап – работа с хвостами: А нужно ли это доделывать? А кому это нужно? А можно ли от этого дела отказаться? А если можно отказаться, то что для этого нужно? Если дело действительно твоё, то, что нужно для того, чтобы это дело завершить? И распишите все шаги подробно. Найдите время выполнить их. И больше лишних хвостов не навешивать! Если просьба к вам относится к жизнеобеспечению, то ты это естественно сделаешь. Но если ты почувствуешь, что это паразитная просьба, ты её больше не примешь. Так советует Тропа.
10-ый этап – теперь, проделав такую титаническую работу, вы, наконец-то можете определить истинную цель вашей жизни!