Ум, Витал и Физическое
Выше материальной вселенной, которую мы видим, существует витальный план (само-существующий); над витальным и материальным планом существует ментальный план (само-существующий). Эти три мира вместе – ментальный, витальный и физический – называются тройственной вселенной низшей полусферы. Они были установлены в земном сознании эволюцией – но они существовали сами по себе еще до эволюции, выше земного сознания и материального плана, к которому принадлежит земля.
* * *
На поверхности в Неведении действует именно ментальная, витальная, физическая Пракрити, и Пуруша как бы искажается в действии Пракрити. Мы осознаем даже не наше истинное ментальное, истинное витальное, истинное физическое существо; они остаются позади, завуалированные и безмолвные. До тех пор пока мы не достигаем знания, за наше существо мы принимаем ментальное, витальное и физическое эго.
* * *
Инерция, тамас, глупость, узость и ограниченность, неспособность развиваться, сомнение, тупость, сухость, постоянное забвение полученных духовных переживаний – вот характеристики непреобразованной физической природы, когда она не подталкивается виталом и не поддерживается высшей ментальной волей и интеллектом.
* * *
То что вы описываете, является материальным сознанием; оно главным образом подсознательно, но та часть его, которая сознательна, механически, инертно движимо привычками или силами низшей природы. Всегда повторяя те же самые глупые и неосвещенные движения, оно привязано к рутине и установленному правилу того, что уже существует, не желая меняться, не желая получать Свет или подчиняться более высокой Силе. Или, если оно и хочет, то не способно. Или, если и способно, то оно обращает действие, переданное ему Светом или Силой в новую механическую рутину и таким образом изымает из него всю его душу и жизнь. Оно - смутное, тупое, ленивое, полно невежества и инерции, тьмы и медлительности тамаса. Именно в это материальное сознание мы стремимся принести сначала более высокий (божественный или духовный) Свет, Силу и Ананду, а затем супраментальную Истину, которая является целью нашей йоги.
* * *
Во-первых, я придаю телу значение как инструменту, dharma-sadhana, или, более полно, как центру проявленной личности в действии, как основы духовной жизни и активности, всей жизни и активности на земле, но также потому, что для меня тело, также как ум и жизнь, является частью Божественного Целого, формой Духа и поэтому им не нужно пренебрегать или презирать как нечто неизлечимо грубое и неспособное к духовной реализации или духовному использованию. Сама материя тайно является формой Духа и должна проявить себя им, её можно заставить пробудиться к сознанию и развить и реализовать Дух, Божественное внутри себя. На мой взгляд, тело, также как ум и жизнь, должно быть одухотворено или, можно сказать, обожествлено для того, чтобы быть подходящим инструментом и вместилищем для реализации Божественного. Оно имеет свою роль в Божественной Игре и даже, согласно садхане Вайшнавов, в радости и красоте Божественной Любви.
* * *
Витальность означает жизненную силу – где бы ни была жизнь, в растении, животном или человеке, там есть жизненная сила – без витала не могло бы быть никакой жизни в материи и никакого одушевленного действия. Витал – это необходимая сила и ничего не могло бы быть сделано или создано в телесном существовании, если бы там не было витала в качестве инструмента. Даже садхане нужна витальная сила.
Но если витал не преобразован и подчинен желанию, страсти и эго, то он на столько же вредит, на сколько он мог бы быть полезен в обратном случае. Даже в обычной жизни витал должен контролироваться умом и ментальной волей, иначе он приносит беспорядок или несчастье. Когда люди говорят о витальном человеке, они имеют в виду человека находящегося под влиянием витальной силы, неконтролируемой умом или духом. Витал может быть хорошим инструментом, но он плохой хозяин.
Витал не нужно убивать или разрушать, но его нужно очистить и трансформировать психическим и духовным контролем.
* * *
В витальном существе есть четыре части: первая, ментальный витал, который дает ментальное выражение в мысли, речи или как-то по другому эмоциям, желаниям, страстям, ощущениям и другим движениям витального существа; эмоциональный витал, который является троном различных чувств, таких как любовь, радость, горе, ненависть и все остальное; центральный витал, который является местом более сильных витальных страстных желаний и реакций, например амбиций, гордости, страха, любви к славе, симпатий и антипатий, различного вида желаний и страстей и сферы многих витальных энергий; последняя, - низший витал, который занят мелкими желаниями и чувствами, теми что составляют большую часть повседневной жизни, например желания поесть, сексуальное желание, мелкие предпочтения и неприязни, тщеславие, ссоры, любовь к похвале, гнев в ответ на упрек, всевозможные мелкие желания – и бесчисленный ворох прочих вещей. Их соответствующее расположение следующее: (1) область от горла до сердца, (2) сердце (это двойной центр, принадлежащий спереди - к эмоциональному и витальному, а сзади – психическому), (3) от сердца до пупка, (4) ниже пупка.
* * *
Высший витал обычно обращается за помощью к витальному уму и эмоциональному существу, в отличие от среднего витала, который расположен в области пупка и является динамическим, чувственным и страстным и низшего витала, который создан из более мелких человеческих жизненных желаний и жизненных реакций.
* * *
Нервная часть существа является частью витала – это витально-физическое, жизненная сила, крепко запутанная в реакции, желания, потребности, ощущения тела. Собственно витал – это жизненная сила, действующая в своей собственной природе, импульсы, эмоции, чувства, желания, амбиции и т.д., имеющей в качестве своего высочайшего центра то, что мы можем назвать внешним сердцем эмоции, в то время как там же существует внутреннее сердце, где находятся высшие, или психические, чувства и ощущения, эмоции или интуитивные стремления и импульсы души. Конечно, витальная часть в нас необходима для нашей завершенности, но она является истинным инструментом только когда её чувства и наклонности были очищены психическим касанием, подняты и направляются духовным светом и силой.
* * *
Истинное витальное сознание – это сознание, в котором витал полностью сдался, преобразовал себя в инструмент Божественного, не требуя, не настаивая на желании, отвечая только силе Матери и ничему другому, спокойный, неэгоистичный, дающий абсолютную верность и послушание, без личного тщеславия или амбиции, просящий только о том, чтобы быть чистым и совершенным инструментом, ничего не желающий для себя, только бы Истина могла восторжествовать в нем и везде, и осуществилась Божественная Победа, и исполнилась Божественная Работа.
* * *
В обычном использовании слово «Ум» покрывает без разбору, все сознание, поскольку человек – это ментальное существо и ментализирует все; но в терминологии этой йоги слово «ум» и «ментал» используются для того, чтобы обозначить особую часть природы, которая должна работать с познанием и интеллектом, с идеями, с ментальными или мысленными ощущениями, реакциями мысли на вещи, с истинно ментальными движениями и формациями, ментальным видением и волей и т.д., которые являются частью его интеллекта. Витал должен быть осторожно вычленен из ума, даже если витал и имеет умственный элемент, вкрапленный в него; витал – это Жизненная природа, созданная желаниями, ощущениями, чувствами, страстями, энергиями действия, волей желания, реакциями души желания в человеке и всей той игрой собственнических и других схожих инстинктов, гнева, страха, жадности, вожделения и т.д., которые принадлежат этой сфере природы. Ум и витал смешаны на поверхности сознания, но сами по себе они являются совершенно отдельными силами, и как только человек отступает назад за обычное поверхностное сознание, то видит их совершенно отдельными, обнаруживает их различие и может с помощью этого знания анализировать их поверхностную смесь. Абсолютно возможно, и даже это обычно и происходит в течение большего или меньшего времени, а иногда и очень долго, что ум принимает Божественное, или йогический идеал, в то время как витал – не убежден и не сдался, и упрямо продолжает свой путь желания, страстей и притяжения к обычной жизни. Их расхождение и их конфликт является причиной большинства самых острых трудностей садханы.
* * *
Сам ум разделен на три части – думающий Ум, динамический Ум, экстернализирующий [внешне выражающий] Ум: первый – связан с идеями и знанием как таковыми, второй – с применением ментальных энергий для реализации этих идей, третий – с их выражением в жизни ( не только речью, но в любой форме, которую он может им придать). Слово «физический ум» довольно туманно, потому что оно может означать именно этот экстернализирующий Ум и ментал в физическом, взятых вместе. Витальный Ум является неким посредником между витальными эмоциями, желаниями, побуждениями и т.д. и собственно менталом. Он выражает желания, чувства, эмоции, страсти, амбиции, собственнические и динамические тенденции витала и вбрасывает их в ментальные формы (чистые фантазии или мечты о величии, счастье и т.д., в которых потворствуют люди – это лишь одна из специфических форм витально-умственной активности). Есть еще и более низкий уровень ментала в витале, который просто выражает витальную субстанцию, не подчиняя её какой-либо игре интеллекта. Именно через это ментально-витальное витальные страсти, импульсы, желания поднимаются и входят в Буддхи и либо затуманивают, либо искажают его.
Также как витальный Ум ограничен витальным видением и чувствованием вещей (в то время как динамический Интеллект не ограничен этим, поскольку он действует под влиянием идеи и рассудка) , точно также и ум в физическом, или ментально-физическое, ограничено физическим видением и переживанием вещей, он ментализирует переживания, приносимые контактами с внешней жизнью и вещами, и не уходит за пределы этого (хотя он может делать это гораздо более ловко), не так как экстернализирующий ум, который имеет дело с ними больше с позиции рассудка и своего более высокого интеллекта. Но на практике эти двое обычно смешаны вместе. Механический ум является гораздо более низким действием ментально-физического, которое, оставленное на само себя, будет только повторять привычные идеи и регистрировать естественные рефлексы физического сознания на контакты с внешней жизнью и вещами.